Воспитание как средство формирования опыта общественного поведения у детей младшего школьного возраста
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы формирования опыта общественного поведения путем создания воспитывающих ситуаций в начальной школе.
- 1.1. Состояние проблемы нравственного воспитания на современном этапе формирования опыта общественного поведения.
- 1.2. Методы формирования опыта общественного поведения в начальной школе.
- 1.3. Воспитывающая ситуация как метод освоения опыта общественного поведения.
2. Опытно-экспериментальная работа по созданию воспитывающих ситуаций стимулирующих к освоению опыта общественного поведения в начальной школе.
- 2.1. Характеристика уровня создания воспитывающих ситуаций стимулирующих к освоению опыта общественного поведения.
- 2.2. Формирование представлений о воспитывающих ситуациях стимулирующих освоению опыта общественного поведения.
- 2.3. Диагностика обобщения результатов эксперимента.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
Воспитание поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта». В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.
В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.
Поведение человека, регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью действуют и другие регуляторы поведения – правовые нормы и декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.
Мораль – явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.
В Концепции воспитания детей школьного возраста, утвержденной постановление Министерства образования РФ выделены перспективы развития детей. Так, ведущей целью был и остается идеал всесторонне развитой личности, характеризующейся порядочностью, человеческим достоинством. Для достижения данной цели немаловажную роль играет гуманное и методически правильное использование воспитывающих ситуаций.
Процесс формирования опыта общественного поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.
Методы по стимулированию поведения позволяют реализовать цели и задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.
В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Над данной проблемой работали Бабанский Ю.К., Болдырев Н.И., Огородников И.Т., Ильина Т.А.
Цель исследования ? теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования воспитывающих ситуаций для формирования опыта общественного поведения в начальной школе.
Задачи исследования:
- - изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования опыта общественного поведения у детей начальной школы посредством воспитывающих ситуаций;
- - выявить эффективность использования воспитывающих ситуаций методов стимулирующих к формированию опыта общественного поведения в начальной школе.
Объект исследования – процесс формирования опыта общественного поведения у детей младшего школьного возраста посредством воспитывающих ситуаций.
Предмет исследования – воспитывающая ситуация как средство формирования опыта общественного поведения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: если в формирование опыта общественного поведения использовать воспитывающие ситуации, то она поможет учащимся понять, как нужно вести себя в обществе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ Петровская начальная школа - детский сад Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Структура работы: введение; две главы; заключение; список использованных источников; приложения.