Средства формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста в дополнительном образовании

План курсовой работы

Введение.

1. Значение и возможности дополнительного образования.

2. Особенности экологических знаний у детей младшего школьного возраста.

3. Методика формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.

4. Средства формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению, в частности к проблемам формирования экологических знаний в системе дополнительного образования. Происходит подъем национального самосознания, стремления народов России глубже познать свое прошлое, родной язык, культурные и художественные традиции, накопленные предыдущими поколениями. Именно об этом говорится в «концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" традиционным источником нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений. К которым относятся:

  • - природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • - патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в небольшом крае, складываются, обобщаясь в историческую науку, науку о земле и обществе, формируя определенным образом культуру, в которой пребывает человек. Именно в краеведческой деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного ребенка.

Дополнительное образование детей составная часть общего образования, позволяющее обучающемся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве. Под краеведением в системе дополнительного образования понимают изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области.

Начальная школа является важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, поэтому учителю, возможно, сформировать у них надёжные основы ответственного отношения к природе. Б.Т. Лихачев считал, что дети не отделяют себя от внешней среды и ощущают себя естественной частью природы. Он замечал, что между детьми, животными и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие, поэтому ребенок легко воспринимает и присваивает экологические правила, превращает их в часть своей натуры. По мнению Б. Т. Лихачева младший школьный возраст наиболее сенситивен для экологических воздействий.

Выбранная нами тема актуальная на данном этапе, поскольку именно в системе дополнительного образования наиболее успешно можно формировать у детей систему экологических знаний. Дидактическая игра всегда занимательная и увлекательная и является важным средством закрепления полученных детьми знаний. Экологические знания являются одним из компонентов экологической культуры.

По мнению Е. А. Петрова, экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнение окружающей среды».

Именно использование различных средств обучения в системе дополнительного образования будет способствовать формированию экологических знаний у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение средств обучения в формировании экологических знаний у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Объект исследования: процесс формирования экологических знаний у учащихся младшего возраста .

Предмет исследования: средства формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.

Для достижения цели ставились следующие задачи:

  • 1. Изучить особенности формирования экологических знаний в условиях дополнительного образования школьников.
  • 2. Раскрыть методику формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.
  • 3. Изучить значение и возможности дополнительного образования.
  • 4. Обосновать использование средств обучения при формировании экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.