Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством средствами живописи

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

  • 1.1. Понятие «воображение», его виды и функции.
  • 1.2. Особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
  • 1.3. Живопись: ее виды, техники, стили и жанры.
  • 1.4. Методические основы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста средствами живописи.
  • 1.5. Обзор научной литературы и учебных программ для системы общего и дополнительного образования по изобразительному искусству.

Выводы по Главе 1.

2. Разработка и содержание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях ИЗО средствами живописи.

  • 2.1. Диагностика уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
  • 2.2. Содержание формирующего эксперимента.
  • 2.3. Анализ эффективности серии обучающих занятий у детей младшего школьного возраста.
  • 2.4. Создание наглядного пособия к одному из занятий.

Выводы по Главе 2.

Заключение.

Список используемых источников и литературы.

Приложения.

Введение

Воображение (фантазия) – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Воображение играет особую роль в жизни человека, ведь это один из важнейших психических познавательных процессов.

Творческий человек с развитым воображением более эффективно имеет возможность выходить из трудных жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения, составлять планы на будущее и т.д. Такой человек имеет больше шансов и возможностей в современном развивающемся обществе. Следовательно, воображение человека является важным качеством, которое необходимо развивать с самого детства [с. 1053]. (Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый – 2015 – №24 – с. 1053-1055.)

Определение понятия «воображение» пытался сформулировать еще сам Сократ. Он определял понятие воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных [с. 96]. (Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3. // под ред. В.А. Скоробогатова – М.: Союз, 2011.)

Аристотель и Платон также занимались исследованием понятия воображения. Они первыми поставили данную проблему как научную, проанализировали ее сущность и раскрыли основные черты.

Платон считал, что воображение – это смешение чувственного ощущения и мнения, однако, по мнению Аристотеля, воображение это определенный род деятельности, специфическим продуктом которого являются познавательные образы окружающей действительности [с. 97]. (Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3. [Текст] // под ред. В.А. Скоробогатова – М.: Союз, 2011.)

Гегель писал: «Воображение может быть соотнесено с истоком познавательного процесса, «началом начал», может проявиться в способности субъекта устанавливать различного рода связи на всех этапах развития, наконец, выступать в качестве синтеза» [с. 105]. (Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций [Текст] // под ред. А.П. Олейникова – М: Прометей, 1998.)

Карл Маркс считал, что воображение помогает человеку, приступая к работе, «видеть» цель своей деятельности, представлять конечный результат. Воображение порождает «образ» того, что лишь только должно создаться в процессе творческой работы [с. 312]. (Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова – М.: Знание, 2012.)

С разных точек зрения рассматривали понятие «воображение» как отечественные, так и зарубежные авторы.

А. Г. Спиркин и Л. Н. Коган говорили, что «воображение – это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» [с. 79]. (Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. Е.А. Климова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008.)

Автор Жан Пиаже утверждал, что «воображение является временной стадией искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности» [с. 125]. (Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3. [Текст] // под ред. В.А. Скоробогатова – М.: Союз, 2011.)

Я. Л. Коломенский определял понятие «воображение» как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображением он понимал некий способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер [с. 317]. (Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова – М.: Знание, 2012.)

Л. С. Рубинштейн утверждал, что без воображения невозможен бы был любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата. В этом он видел основное значение воображения. Он говорил, что без воображения невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. По его мнению: «Воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение – это отлёт от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [с. 1054]. (Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст] // Молодой ученый – 2015 – №24 – с. 1053-1055.)

Л. С. Коршунова указывала на то, что с помощью воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение как бы преобразовывает действительность и на этой основе создает новые образы [с. 1054]. (Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст] // Молодой ученый – 2015 – №24 – с. 1053-1055.)

Е. И. Игнатьев, так же, как и Л.С. Коршунова, считал основной функцией процесса воображения преобразование и переработку данных восприятия действительности, опыта и других материалов в новое представление [с. 136]. (Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3. [Текст] // под ред. В.А. Скоробогатова – М.: Союз, 2011.)

Э. В. Ильенков считал, что сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка строить целостный образ [с. 201]. (Петровский А.В. Психология: учебник. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Академия, 2016.)

В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Согласно современной философской энциклопедии: «воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности».

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что разные авторы дают различные определение понятию «воображение».

В 50-е годы XX века западные и российские психологи начали более глубоко изучать понятие «воображение» экспериментальным путем.

Такие авторы как С. Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, А. Л. Мищенко и другие, в этот период начали проведение первых попыток исследования функции воображения.

Со временем, вопросы изучения данной проблемы расширялись, разрабатывались все новые методики, которые позволяли с помощью различных экспериментов глубже исследовать функцию воображения. Делались попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматривались вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами.

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике понятие «творчество» было тесно связано с понятием «воображение», все определения понятия творчества сходятся в одном – это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей, которая не может осуществляться без помощи воображения.

А. В. Запорожец отмечал, что воображение является одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового [с. 107]. (Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] // под ред. Г.М. Коджаспировой. – М.: КНОРУС, 2010.)

А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием [с. 124]. (Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. Изд. 3. [Текст] // под ред. Л.Ф. Обуховой. – М.: Педагогическое общество России, 2015.)

Р. Ассаджиоли утверждал, что главной функцией воображения является построение и создание образов, благодаря чему воображение, по его мнению, можно признать важнейшей человеческой способностью [с. 109]. (Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] // под ред. Г.М. Коджаспировой. – М.: КНОРУС, 2010.)

С. Ариети и С. Парнс в своих трудах указывали, что роль воображения в творческом процессе также важна как роль знания и суждения [с. 24]. (Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый – 2016 – № 27.1 – с. 24- 27.)

Советские психологи также глубоко изучали понятие воображения и его роль в жизни человека.

Р. С. Немов писал, что «воображение является основой нагляднообразного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны» [с. 78]. (Немов Р.С. Психология: учебник. Книга 1. [Текст] // под ред. Р.С. Немова. – М.: Просвещение, 1994.)

Л. С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [с. 82]. (Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] // под ред. Л.С. Выготского. – М.: Просвещение 1991.)

Материальные и идеальные образы могут быть результатом процесса творческого воображения. В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности.

Таким образом, в психологии всегда проявлялся интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению, как к важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Воображение помогает отражать действительность не как существующую, а как некую возможность или вероятность. С помощью воображения человек способен выходить за рамки имеющегося опыта и текущего момента времени, что позволяет находить множество вариантов выходов из любой ситуации [с. 278]. (Федорова, Т. В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения [Текст] // Сибирский педагогический журнал – 2009 – № 13 – с.276–283.)

Другими словами, воображение – это обязательный компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов результатов деятельности, который также обеспечивает создание макета поведения человека в различных неопределенных ситуациях.

Воображение также может выступать и как средство формирования образов, не предопределяющих деятельность, а заменяющих ее.

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов, но вместе с тем, которая занимает промежуточное место между восприятием памятью и мышлением [с. 309]. (Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] // под ред. Е.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2009.)

Как пишет в своей статье Т. В. Федорова, воображение является основой формирования прогнозирования [с. 104]. (Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый – 2016 – № 5.6 – с. 104-106.)

От восприятия, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют действительности, в них присутствуют элементы вымысла, фантазии. Можно сказать, если человек воображает то, что невозможно или мало соответствует действительности, то это можно назвать фантазией. А если воображение человека нацелено на будущее, то это можно назвать мечтой.

Выделяют следующие виды воображения:

  • - Активное – данное воображение еще называется преднамеренным, т. к. с помощью него человек по своему желанию создает новые образы;
  • - Пассивное или непреднамеренное – образы возникают без усилий воли, то есть спонтанно;
  • - Продуктивное – творческое воображение, способствующее созданию новых образов, которые никогда не существовали до этого;
  • - Репродуктивное или воссоздающее – посредством него реальность воспроизводится в изначальном виде, с помощью описания конкретных образов [с. 318]. (Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] // под ред. Е.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2009.)

Воображение имеет свои определенные функции:

  • - Познавательная – помогает человеку домысливать, достраивать не хватающую информацию о предмете еще до того, как сложится само это понятие;
  • - Целеполагание и планирование – помогает представить путь достижения какой-либо цели, заранее представить результат, какой хочешь получить и т. д.;
  • - Побудительная – с данной функцией можно сформировать мечту, которая может побудить человека к деятельности, помогающей ее осуществить;
  • - Защитная – в воображении человек может воссоздать различные ситуации, результаты от какой-либо деятельности и таким образом отсеять возможные неприятности;
  • - Социальная – воображение помогает в общение, например, благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека [с. 52]. (Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики – 2016 – №3 – с. 52-54.)

Итак, воображение занимает очень важное место в жизни каждого человека, помогает ему выходить из жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения, составлять планы на будущее, а некоторые профессии, например, такие как сценарист, дизайнер и другие вообще не имеют смысла без воображения людей.