Прогулка как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

  • 1.1. Анализ современных исследований по проблеме организации прогулки в дошкольном образовательном учреждении.
  • 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста.

2. Методические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста.

  • 2.1. Педагогические условия эффективного проведения прогулок с детьми младшего дошкольного возраста.
  • 2.2. Организация и методика проведения наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста.
  • 2.3. Организация двигательной активности детей на прогулке.
  • 2.4. Трудовые поручения как средство трудового воспитания младших дошкольников.
  • 2.5. Направления индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста на прогулке.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Введение

Прогулка – важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Её проведение направлено на снятие напряжения ребёнка после занятий. Она способствует созданию жизнерадостного настроения, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для гармоничного разностороннего развития личности ребёнка. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке - это обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Грамотный подход к планированию, организации и проведению прогулки позволяет педагогу реализовать возможность органичного соединения оздоровительных и образовательных задач дошкольного образования. Но не следует делать прогулку ещё одной формой обучения детей. Им необходимо предоставить возможность отдохнуть и удовлетворить свою потребность в движении.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На прогулке педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

Пребывание детей младшего дошкольного возраста на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице малыши получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у малышей интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. В процессе прогулки воспитатель обучает детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному краю.

Малыши выполняют элементарные трудовые действия в цветнике - поливают цветы, собирают семена. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Актуальность исследования: прогулка детей младшего дошкольного возраста - это не только время для игр и активного времяпровождения. Это время, когда ребенок общается со сверстниками, развивается физически и духовно. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость осуществления с детьми на прогулке разных видов деятельности по всем образовательным областям («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»). Необходимо, чтобы благоустройство участков детского сада осуществлялось согласно всем нормам и требованиям безопасности, которые определяют санитарные правила и нормы. Так же немаловажно, чтобы воспитатели детского сада правильно планировали и организовывали прогулки.

Проблема исследования – активизация всестороннего развития детей через прогулки, находится всегда в центре изучения, однако многие идеи не подкреплены реальными подтверждениями и представлены лишь общими представлениями, неконкретными суждениями. Данное противоречие легло в основу определения проблемы исследования – активизация средств всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста через организацию прогулок.

Объект исследования – процесс всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – прогулка как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы – выявление педагогических условий всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста при организации и проведении прогулки в условиях дошкольной образовательной организации.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить и проанализировать нормативные документы и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  • 2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
  • 3. Раскрыть методические основы организации прогулок в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием наблюдений, двигательной активности детей, трудовых поручений, индивидуальной работы с детьми младшего возраста.