Педагогические и личностные ценности тренера по хоккею

План курсовой работы

Введение.

1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера.

  • 1.1. Понятие о личности.
  • 1.2. Профессионально важные качества тренера.
  • 1.3. Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров.
  • 1.4. Комплекс требований к личности тренера по хоккею.
  • 1.5. Воздействие личности тренера на результативность хоккеиста.

Выводы по первой главе.

2. Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера.

  • 2.1. Характеристика особенностей личности тренера, влияющих на результативность спортсмена.
  • 2.2. Диагностика психолого-педагогических особенностей личности «успешного» тренера по хоккею.

3. Анализ психодиагностических данных.

  • 3.1. Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложения.

Введение

Спортсмен любого уровня – от новичка до мастера высокого класса – совершенствует свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовленности можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.

Актуальность темы исследования заключается в том, что особенности деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, –достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки.

Чтобы понять психологические особенности успешной спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера.

Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни.

Актуальность темы исследования - мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов.

Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств, представляются особенно интересными.

Следует выделить особенности личности тренера-творца: он способен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, какими бы авторитетными они ни были, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию.

Тренер — это творец, исследователь: из лучших образцов передового опыта, он извлекает идею и трансформирует ее, приближая к конкретным условиям. Его отличает умение самостоятельно перерабатывать учебный материал, умение управлять деятельностью воспитанников, особенно познавательной и общественной, развивать их творческое мышление. Он в постоянном поиске новых путей, способов и приемов изложения и показа учебного материала. Ему присуще стремление использовать все закономерности познавательного процесса обучаемых для глубокого усвоения и осмысления ими системы знаний и выработки прочных навыков и умений. У него сильно развито умение видеть перспективы развития и находить верные пути для решения возникающих проблем. Он добивается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей эффективностью учтены и реализованы все важнейшие принципы педагогики и психологии, и, наконец, ему свойствен постоянный творческий рост, он инициативен в самосовершенствовании.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление психолого-педагогических особенностей личности тренера, влияющих на улучшение результативности спортсмена – хоккеиста.

Объект исследования – структура личности тренера.

Предмет – психолого-педагогические особенности личности тренера, влияющие на результативность спортсмена – хоккеиста.

Для объекта исследования была выбрана группа тренеров по одному виду спорта, состоящая из 12 человек, различного возраста, имеющая разную квалификацию и группа детей, занимающаяся под их руководством.

Гипотеза исследования - возможно, что у тренеров имеющих высокую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить профессионально важные качества личности тренера, провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  • 2. Провести экспериментальное исследование профессионально важных качеств личности тренера, подбором методик для диагностического определения степени влияния некоторых психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена-хоккеиста;
  • 3. Выделить пути формирования профессионально важных качеств личности тренера.

Методы исследования:

  • 1. Теоретико-библиографический анализ.
  • 2. Анкетный опрос «Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства учителя физической культуры»