Особенности развития свойств внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретический обзор внимания.
- 1.1. Общее понятие о внимании как психическом явлении.
- 1.2. Особенности развития свойств внимания у детей дошкольного возраста.
- 1.3. Особенности развития свойств внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Введение
Внимание является одним из аспектов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. Внимание всегда включено в деятельность, является важнейшим условием ее продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами — познавательными, эмоциональными, волевыми.
Внимание имеет огромное значение в жизни ребенка. Именно оно делает психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения как и нормально развивающихся детей, так и для детей с умственной отсталостью.
Характерными особенностями внимания у детей дошкольного возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями; с возрастом увеличивается роль слова в его организации и поддержании.
Известно достаточно большое количество работ в области психологии, посвященных изучению внимания: были предложены различные теории внимания (Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин), даны различные определения к пониманию как психического процесса (П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, Э. Титченер, А.В. Петровский, Я.Л. Коломнский, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо), выделены виды, свойства и функции внимания (Р.С. Немов, С.Ю. Головин, Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов, Н.Ф. Добрынин, Л.Д. Столяренко, С.Л. Рубинштейн, И.В. Дубровина).
Внимание дошкольника носит преимущественно непроизвольный характер. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Формирующееся у дошкольников познавательное отношение к окружающему перестраивает и внимание ребенка.
Достаточно большое количество работ в области психологии посвящены изучению внимания именно умственно отсталых детей: выделение умственно отсталых детей в России (В.И. Лубовский), факторов, влияющие на развитие внимания (Е.А. Стребелева), условий для успешного развития внимания (Г.И. Зверева), выделение явления псевдовнимания (В.М. Мозговая), даны характеристики внимания детей с умственной отсталостью (Ю.В. Саенко),изучены свойства внимания (И.Л. Баскакова, Б.И. Айзенберг, У.В. Ульенкова), выявлено недостаточность и страдание произвольного внимания (С.Д. Забрамная, Л.В. Кузнецова, Л.М. Шипицына, Ю.В. Саенко).
Внимание умственно отсталых детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев — трудной переключаемостью (В.И. Лубовский). В случае умственной отсталости у детей особенно страдает произвольное внимание. Внимание этих детей труднее привлекается, невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают его. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками у умственно отсталых детей сужен объем внимания (С.Д. Забрамная).
Вместе с тем менее остается вопрос о том, когда живое существо впервые было наделено вниманием.
Цель исследования - изучение психологических особенностей свойств внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования - внимание детей 4-5 и 5-7 лет.
Предмет исследования - психологические особенности свойств внимания у детей 4-5 и 5-7 лет с умственной отсталостью.
Гипотеза:
- 1. Развитие свойств внимания у детей с умственной отсталостью имеет специфические особенности.
- 2. Имеются различия в психологических особенностях развития свойств внимания у детей с умственной отсталостью и развивающимися в норме.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- 1. Изучить современное состояние проблемы в психолого-педагогических и дефектологических исследованиях.
- 2. Адаптировать психодиагностические методики для изучения развития свойств внимания у детей 4-5 и 5-7 лет с умственной отсталостью с учетом специфики нарушения.
- 3. Выявить психологические особенности свойств внимания у детей с умственной отсталостью.
- 4. Провести сравнительный анализ особенностей свойств внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста, развивающихся в норме, и с умственной отсталостью.
Методологической основой исследования явились психофизиологическая теория внимания Т. Рибо, в которой отражены черты моторной концепции внимания; теория установки Д.Н. Узнадзе, которая гласит, что установка напрямую связана с вниманием; положения П.Я. Гальперина о произвольном и непроизвольном видов внимания; положение о генезисе и развитии произвольного внимания в детском возрасте, поставленные отечественными психологами Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Кроме того, мы опирались на материалы исследований внимания детей дошкольного возраста Ю.Б. Дормашева, А.Я. Романова, И.Л. Баскаковой, У.В. Ульенковой, Е.А. Панько, А.Н. Белоуса, Б.И. Айзенберга, Т.В. Петуховой, В.В. Ночевкиной, В.И. Лубовского.
Методы исследования представляют собой теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов, психологов по проблеме исследования, психодиагностические методики для изучения внимания («Запомни и расставь точки», «Корректурная проба»), количественную и качественную обработку полученных экспериментальных данных.
Практическая значимость: результаты исследования пополняют психолого-педагогическую характеристику детей 4-5 и 5-7 лет с умственной отсталостью в плане соотношения и особенностей свойств внимания у детей с умственной отсталостью, что, несомненно, важно для реализации индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 «Колобок» города Чебоксары Чувашской Республики, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида города Чебоксары Чувашской Республики.