Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы самостоятельности как значимое качество личности.
- 1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы самостоятельности личности.
- 1.2. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте.
- 1.3. Методические основы развития самостоятельности детей в дошкольном возрасте.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
А. Н. Леонтьев считал, что дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения, а также личностных свойств.
Большое значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии детей дошкольного возраста отмечалось такими учеными как Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, А.П.Усова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин рассматривали сюжетно-ролевую игру в качестве ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, в рамках которой складываются, актуализируются и проявляются все новообразования психического развития детей. Именно игровая деятельность точно соответствует возрастным потребностям и интересам детей. Д.В. Менджерицкая уделяла внимание руководству сюжетно-ролевыми играми, считая, что только правильный подход воспитателя и организованная развивающая среда способствуют развитию самостоятельности на протяжении всего дошкольного детства.
Вместе с тем на практике, воспитатели не в полной мере уделяют внимание организации целенаправленной работы по развитию самостоятельности у детей, считая, что для этого достаточно тех условий, которые реализованы в педагогическом процессе. В то время как систематическое и планомерное проведение сюжетно-ролевых игр, продуктивной, трудовой деятельности с детьми с постепенным усложнением содержания положительно влияет на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Выделенная проблема определила выбор темы исследования: «Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить теоретические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: самостоятельность как социально значимое качество личности.
Предмет исследования: особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме самостоятельности как личностного качества.
- 2. Раскрыть возрастные особенности развития самостоятельности детей в дошкольном возрасте.
- 3. Охарактеризовать методические основы развития самостоятельности детей в дошкольном возрасте.
- 4. Составить методические рекомендации для педагогов детского сада и родителей по развитию самостоятельности у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются: положение А. Н. Леонтьева о психическом развитии как накоплении человеком культуры через овладение знаниями умениями навыками и выработкой определенных личностных свойств; исследования Д. В. Менджерицкой по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что составленные методические рекомендации по развитию самостоятельности у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста могут быть использованы педагогами детского сада и родителями.
Структура работы представлена введением, одной главой, заключением, библиографическим списком, приложением.