Особенности правосознания школьников с умственной отсталостью

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения правосознания школьников с умственной отсталостью.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Особенности правовых знаний школьников с умственной отсталостью.

Выводы по главе 1.

2. Методологические основы формирования правосознания школьников с умственной отсталостью.

  • 2.1. Специфика формирования правосознания школьников с умственной отсталостью.
  • 2.2. Диагностика сформированности правосознания школьников с умственной отсталостью.
  • 2.3. Содержание и методы работы по формированию правосознания школьников с умственной отсталостью.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализации в обществе, являются важнейшей задачей школы.

Особую актуальность сегодня приобретают задачи развития системы правового образования населения, становления правовой культуры граждан, решение которых следует начинать со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы.

Особую актуальность проблема формирования правосознания приобретает по отношению к школьникам с нарушениями психофизического развития. Знания о правах и обязанностях, ответственности и защите, существенно определяющие развитие личности в демократическом обществе, у учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ носят поверхностный характер и не связаны с практикой повседневного поведения. Иными словами, данные учащиеся недостаточно социально адаптированы и защищены в обществе, что противоречит положению государственных и межгосударственных нормативных актов.

Изучением проблемы формирования правосознания занимались Т. И. Акимова, В. Н. Баранов, Б. М. Емельянов, В. П. Ермаков, С. А. Правкин, Г. А. Якунин, Л. В. Лазарев и другие.

Особенности правовых знаний учащихся с нарушением интеллекта широко освещены в трудах А. С. Белкин, Л. С. Выготского, И. В. Евтушенко, Б. П. Пузанова, Ж. Пиаже и других исследователей.

На сегодняшний день объективно существует определённое противоречие между растущей необходимостью и недостаточной изученностью содержания и технологии правового воспитания школьников с отклонениями в развитии. Таким образом, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность указанного направления, наличие в нём противоречий определили выбор темы нашего исследования «Особенности правосознания школьников с умственной отсталостью».

Цель исследования – теоретически изучить особенности правосознания школьников с умственной отсталостью.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Рассмотреть особенности правовых знаний школьников с умственной отсталостью;
  • 3. Охарактеризовать специфику формирования и диагностики правосознания школьников с умственной отсталостью;
  • 4. Обосновать содержание и методы работы по формированию правосознания школьников с умственной отсталостью.

Объектом исследования является правовое образование учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Предметом исследования процесс формирования правосознания школьников с умственной отсталостью.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 34 страницы.