Особенности отношения детей к родителям в конфликтных семьях

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения проблемы детско-родительских отношений в конфликтной семье.

  • 1.1. Понятие «конфликт» в психологии.
  • 1.2. Исследование детско-родительских отношений в психологии.
  • 1.3. Проблема исследования конфликтов между детьми и родителями.
  • 1.4. Пути решения конфликтов между детьми и родителями.

Выводы по главе 1.

2. Эмпирическое исследование особенностей отношения детей к родителям в конфликтной семье.

  • 2.1. Этапы и методы исследования.
  • 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
    • 2.2.1. Достоверно-значимые различия показателей в группах испытуемых.
    • 2.2.2. Корреляционный анализ.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Актуальность. В настоящее время семья является основой социально-экономического состояния общества. Семья – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние, болезненные противоречия. Связи «родитель – ребёнок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, её актуального состояния и направлений будущего развития.

Детско-родительские отношения – ключевой аспект существования семьи. То, какими были отношения в семье в детском возрасте, во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Именно семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребенка с родителями, близкими взрослыми, детьми в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены к постоянным конфликтам, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из, безусловно, положительного становится отрицательным фактором формирования личности.

Для родителей воспитательный процесс является сложной и многогранной деятельностью осуществляемой зачастую бессистемно, по этому, задача современной психологии – выработать методы устранения наиболее частых ошибок семейного воспитания. Диагностическое обследование психического развития ребёнка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.

Актуальность проблемы детско-родительских отношений в конфликтных семьях определила цель дипломной работы, выбор его объекта и предмета.

Цель исследования: выявить особенности отношения детей к родителям в конфликтной семье.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: особенности отношения детей к родителям в конфликтных семьях.

Гипотеза исследования: для семей с высоким уровнем конфликтности, в отличие от семей с низкой и средней конфликтностью, характерно:

  • – ребёнок от родителей получает отрицательные чувства:
  • – низкая удовлетворенность отношений ребенка с отцом.

Задачи исследования:

  • 1. Провести теоретический анализ исследования по проблеме детско-родительских отношений в конфликтной семье.
  • 2. Выявить особенности отношения ребёнка к родителям конфликтных семьях.
  • 3. Провести сравнительный анализ отношения ребёнка в семьях с высоким, средним и низким уровнем конфликтности.
  • 4. Провести корреляционный анализ показателей в группах испытуемых.

Теоретической основой исследования являются труды Николаевой Е. В. по проблеме детско-родительских отношений, работы по возрастной психологии И. Ю. Кулагиной, Мухиной В. С., а также работы Марковской И.М., Гиппенрейтер Ю. Б., Николаевой Е. И., Смирновой Е. О., Овчаровой Р. В., Целуйко В. М. по проблеме исследования конфликтов между детьми и родителями.

Проблема исследования заключается в ответе на вопрос, какие особенности взаимоотношений существуют между детьми и родителями в конфликтной семье.

Методы исследования:

  • 1. Организационно-сравнительный метод.
  • 2. Эмпирические методы:
    • 2.1 Семейный тест отношений «СТО», проективной методики исследования детей, опубликованной Д. Антони и Е. Бене.
    • 2.2 Методика «Взаимодействие родитель-ребёнок» И.М. Марковская.
    • 2.3 Методика «Кинестетический рисунок семьи» Р. Бернс. С. Кауфман.
  • 3. Интерпретационный метод.
  • 4. Методы математической статистики:
    • 4.1 Сравнительный анализ для двух независимых выборок (непараметрический статистический U – критерий Манна-Уитни).
    • 4.2 Корреляционный анализ (критерий Спирмена).

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что его результаты позволяют расширить научные представления относительно особенностей поведения детей и родителей в семьях с различным уровнем конфликтности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в консультировании родителей, при сложностях взаимоотношений с детьми, так же могут быть полезны психологам в школе и детском саду в качестве рекомендаций для родителей.

Выборка исследования: В исследовании принимали участие 50 человек, из которых 27 мальчиков и 23 девочки в возрасте от 7 до 10 лет.