Краеведческий характер обучения географии умственно отсталых старшеклассников

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты краеведческого характера обучения географии умственно отсталых старшеклассников.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Психолого-педагогические особенности развития умственно отсталых старшеклассников.

Выводы по главе 1.

2. Методическое обоснование краеведческого характера обучения географии умственно отсталых старшеклассников.

  • 2.1. Специфика обучения географии умственно отсталых старшеклассников.
  • 2.2. Методы и приемы обучения географии умственно отсталых старшеклассников средствами краеведческого материала.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Главной задачей обучения и воспитания школьников с умственной отсталостью является социализация через развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Достижение этой цели становится невозможным без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.

Одним из наиболее необходимых предметов в школе является география, которая способствует формированию целостного представления об окружающей среде. Формирование представлений на уроках географии – это формирование зрительного образа ранее воспринятого объекта или явления, а также образ, созданный воображением. В процессе учебной деятельности формируется два вида представлений: представление памяти и представление воображения.

Особую роль в социализации школьников с нарушением интеллекта играет краеведческий принцип: чем больше дети знают об истории, культуре, природе, экономике родного края, тем лучше они социализированы.

Современное направление организации социально-педагогической помощи детям с нарушением интеллекта было начато в 50-70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Д.Н. Исаев, В.В. Ковалёв, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России: В.П. Кащенко, Л.В. Кузнецовой, Б.П. Пузанова, С.Я. Рубинштейн и др. социально-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии определяется как система специального обучения и воспитания.

Однако, в современных условиях модернизации не только образовательных технологий, но и содержания образования (в частности географического) данные вопросы нуждаются в дальнейшей проработке.

Основываясь на актуальности рассматриваемой проблемы нами был осуществлен выбор темы для исследования: «Краеведческий характер обучения географии умственно отсталых старшеклассников.».

Целью исследования является теоретическое обоснование краеведческого характера обучения географии умственно отсталых старшеклассников.

Задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Изучить психолого-педагогические особенности развития умственно отсталых старшеклассников;
  • 3. Охарактеризовать специфику обучения географии умственно отсталых старшеклассников;
  • 4. Обосновать методы и приемы обучения географии умственно отсталых старшеклассников средствами краеведческого материала.

Объект исследования – процесс обучения географии умственно отсталых старшеклассников.

Предмет исследования – особенности краеведческого характера обучения географии умственно отсталых старшеклассников.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 36 страниц.