Изучение копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретико-методологические аспекты изучения склонности подростков к делинквентному поведению.

  • 1.1. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.
  • 1.2. Копинг-стратегии как психологический феномен.
  • 1.3. Психологические особенности подросткового возраста как фактор риска делинквентного поведения.
  • 1.4. Особенности копинг-стратегий подростков.

Выводы по первой главе.

2. Изучение копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

  • 2.1. Методы исследования.
  • 2.2. Результаты исследования.
  • 2.3. Обсуждение результатов исследования.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальная проблема в психологии, в контексте которой проводилось исследование. Исследование проводилось в контексте проблемы копинг-поведения.

Копинг-поведение – это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности. Основной категорией копинг-поведения выступают копинг-стратегии. Копинг-стартегии – это собирательное понятие, которое объединяет различные способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией.

В нашем исследовании рассматривается проблема особенностей копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению, и копинг-стратегий подростков, не имеющих поведенческих проблем, в аспекте ситуационного подхода, который понимает копинг-стратегии как динамический процесс, и определяет их как совокупность когнитивных и поведенческих усилий личности, направленных на снижение влияния стресса.

Делинквентное поведение - это поступки и действия конкретного лица, которые отклоняются от установленных в данном обществе и в данное время законов, которые угрожают благополучию других людей или социальному порядку и в крайних своих проявлениях уголовно наказуемы.

Изучением проблемы копинг-стратегий занимались как зарубежные исследователи: A. Billings, S. Folkman, N. Haan, R.C. Kessler, R.S. Lazarus, R.H. Moss и др., так и отечественные ученые: Л.И. Анциферова, В.А. Бодров, Ф.Е. Василюк, Р. М. Грановская, А.В. Либина, А.М. Матюшкин, С.К. Нартова-Бочавер, М.А. Одинцова, С.Б. Семичев и др.

Изучением делинквентного поведения занимались такие зарубежные ученые как Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Сатерленд, А. Коэн, а так же такие отечественные психологи как А.Е. Личко, В.Н. Иванов, А.В. Хомич, А.И. Кравченко, В.В. Ковалев.

В исследовании рассмотрены труды по изучению психо-возрастных особенностей подросткового возраста. Они представлены в работах Л.С. Выгодского, А.Е. Личко, В.С. Мухиной О.Б. Симатовой, Л.М. Шипициной.

Актуальность исследования. Современное российское общество волнует ряд проблем, одной из которых выступает криминогенность подростковой среды. Многие годы государство различными средствами и способами пытается снизить уровень делинкветности несовершеннолетних к минимуму. В современной психологии любой тип дезадаптивного поведения, в том числе и делинквентное поведение, рассматривается в контексте теории копинг-поведения как сниженная способность справляться со стрессом. Исходя из этого, на наш взгляд, одним из эффективных методов предотвращения подростковой преступности может служить правильно организованный педагогический процесс, основанный на выявлении у рёбенка склонности к делинкветному поведению на ранней стадии и формирование у него правопорядочного мировозрения через преодоление защитных копинг-стратегий.

Таким образом, широкая распространенность делинквентного поведения среди молодёжи, омоложение контингента делинквентов, а так же низкая эффективность профилактических и коррекционных мероприятий в этом направлении делают проблему делинквентного поведения высоко актуальной и социально значимой.

Противоречие: известно, что копинг-стратегии личности могут препятствовать положительной коррекции личностных черт и поведения конкретного человека. Преодоление защитных копинг-стратегий и развитие других более адекватных реакций на стрессовые события помогают человеку усвоить социальные нормы и найти себе место в обществе. При этом изучение и коррекция копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению, на практике осуществляется недостаточно.

Цель работы - изучить особенности копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Объект исследования - копинг-поведение.

Предмет исследования - продуктивность и характер копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Гипотеза: известно, что копинг-стратегии являются результатом развития личности в целом и находят своё проявление в её поведении. В связи с этим, можно предположить, что копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению, будут характеризоваться недостаточной продуктивностью и ограниченностью репертуара.

Задачи:

  • 1. Провести теоретический анализ научной литературы по заявленной проблематике.
  • 2. Выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков с помощью опросника А.Н.Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению).
  • 3. Изучить копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.
  • 4. Сделать соответствующие обобщения и выводы.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой данного исследования являются теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, состоящий в том, что категория сознания приобретает определённый научный смысл только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от неё (Леонтьев А.Н.), (Рубинштейн Л.С.); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн Л.С.); дихотомический принцип, когда копинг-стратегии направлены на решение проблемы или изменения отношения к ней; принципы бихевиоризма; учения Выготского Л.С. (переживание как «единица анализа среды»).

В исследовании нами были рассмотрены работы зарубежных (Беккер С., Дюркгейм Э., Метрон Р., Коэн А.) и отечественных (Гилинский Я.И., Иванов В.Н., Ковалев В.В., Кравченко А.И., Личко А.Е., Хомич А.В.) авторов, посвященные исследованию феномена делинквентного поведения.

Также были рассмотрены работы отечественных психологов Л.С. Выгодский, А.Е. Личко, В.С. Мухиной, О.Б. Симатовой, Л.М. Шипициной, которые описали особенности подросткового возраста.

Изучены труды таких зарубежных ученых как R.S. Lazarus, А. Маслоу, S. Folkman, Н. Хаан, и таких отечественных исследователей как Е.Н. Туманова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтовский, посвященные изучению особенностей копин-стратегий. Ими были выделены основные подходы к пониманию данного понятия; механизмы защиты; классификации типов стратегий совладающего поведения; способы совладания со стрессовой ситуацией и т.д.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в два этапа. На подготовительном этапе применялся метод теоретического анализа литературы, а так же осуществлялся подбор методов и методик, отвечающих задачам исследования. На этапе основного исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого применялись опросник А.Н. Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению) и методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

Исследовательская база. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 1». Выборку составили 32 подростка, обучающихся в 9 классах, в возрасте 14-15 лет (средний возраст составил 14,6 лет), из них 17 – юноши и 15 – девушки. Все подростки имели примерно одинаковые социальные параметры семьи и образовательных условий.

Элементы научной новизны. Научная новизна исследования состоит в том, что была предпринята попытка определить особенности копинг-стратегий у подростков, склонных к делинквентному поведению. Исследование впервые проводилось на данной выборке испытуемых.

Теоретическая значимость исследования. Состоит в обобщении и систематизации данных научной литературы по проблеме копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Практическая значимость исследования. Данное исследование может быть использовано в составлении психологических программ для коррекции поведения подростков, склонных к делинквентному поведению.

Структура работы: работа состоит из содержания, введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.