Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- 1.2. Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Выводы по главе 1.
2. Методические особенности использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- 2.1. Диагностика речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- 2.2. Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
- 2.3. Применение игры и игровых приемов в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение
Актуальность исследования. В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.
Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.
В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема рассматривается в работах Г. В. Гуровец, С. И. Маевской, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, Е. Ф. Соботович, М. Ф. Фомичевой и многих других.
В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, вероятно при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование игр и игровых приемов должно способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Этим и определяется актуальность проведенного нами исследования, посвященного теме: «Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Цель исследования – теоретически изучить особенности использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- 2. Рассмотреть особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- 3. Охарактеризовать роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, диагностические методики речевого развития детей данной категории;
- 4. Обосновать специфику применения игры и игровых приемов в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования логопедическая работа с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования процесс использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Объем работы 34 страницы, включая приложение.