Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования экологической грамотности младших школьников.

  • 1.1. Сущность понятия «Экологическая грамотность».
  • 1.2. Технологии формирования экологической грамотности.

2. Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников.

  • 2.1. Характеристика экологической экскурсии.
  • 2.2. Методика проведения экологической экскурсии.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на освоение младшими школьниками основ экологической грамотности. В последние годы экологическое образование в России и в мире рассматривается как важная составляющая и даже основа образования для устойчивого развития. Актуальность темы исследования определяется тем, что, находясь в суровых условиях проживания крайнего севера у многих обучающихся несформированно понимание об экологической грамотности.

Программа формирования экологической культуры, должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры периодом является младший школьный возраст, когда в развитии ребенка преобладает эмоционально-чувственный способ освоения мира, интенсивно формируются свойства и качества личности. В сознании ребенка складывается наглядно-образная картина мира, происходит формирование нравственно-экологической позиции личности, определяющей отношение школьника к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций, глубина и устойчивость получаемых ребенком впечатлений позволяют ему воспринимать мир как единое целое, а себя рассматривать как органическую часть природы. Достичь наивысших результатов в формировании экологической грамотности можно с помощью экскурсии.

Проблема исследования: каковы педагогические условия для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников.

Цель исследования: раскрытие и описание педагогических условий для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования экологической грамотности.

Предмет исследования: экскурсия как средство формирования экологической грамотности младшего школьника.

Задачи исследования:

  • - изучить педагогическую литературу и раскрыть сущность понятия экологическая грамотность;
  • - осуществить педагогический анализ технологии формирования экологической грамотности младших школьников;
  • - дать характеристику организации экскурсий экологической направленности;
  • - выявить методику проведения экологической экскурсии.

Исследования основаны на базе анализа научной литературы в области методики преподавания естествознания, авторы которой, Смирнова Юлия Владимировна и Цюпка Вячеслав Павлович, а также специальных периодических источников области естествознания.

Теоретическая значимость исследования: раскрытие значения экскурсии для формирования экологической грамотности.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы.