Диагностика индивидуальных особенностей школьников
План курсовой работы
Введение.
1. Изучение индивидуальных особенностей школьников в педагогике.
- 1.1. Индивидуальный подход в процессе обучения.
- 1.2. Исследование индивидуальных особенностей школьников в педагогике.
Вывод по 1 главе.
2. Изучение индивидуальных особенностей школьников.
- 2.1. Классификация индивидуальных особенностей.
- 2.2. Диагностика индивидуальных особенностей школьников.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение А.
Введение
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что при разработке методик воспитания архиважным аспектом для педагога является умение распознавать и предугадывать на основе каких-либо общих принципов индивидуальности объектов воспитательного процесса их способности к учению и особенности мышления. В необходимости постановки учета индивидуальных особенностей школьников как приоритетное знание в воспитательной процессе не стоит сомневаться , потому что если педагог не берет их во внимание, то у него не получится выстроить адекватную программу процесса обучения и воспитания; также незнание методов диагностики индивидуальных особенностей и принятие их как часть личности каждого объекта воспитательного процесса не позволит выстроить продуктивный диалог между педагогом и ребёнком. Помимо этого, я считаю , что воспитание в себе как в педагоге эмпатии откроет более гибкие и быстрые пути реализации методик авторитетов таких, как Крупская , Макаренко и др., и разработке своей. Зная индивидуальные особенности личности каждого школьника, опираясь на эти знания, учитель может строить работу более эффективно, добиваться высокой мотивации учения, а, следовательно, достигать качественного результата. Психологическое сопровождение учебного процесса показывает, что педагог становится своеобразным психологом, функция которого состоит не только в раскрытии необходимых знаний(что не удосуживаются делать некоторые преподаватели) , но и в развитии индивидуального вектора совершенствования личности ученика. Современное образование должно способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и создавать условия для его творческой самореализации. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения обучающимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их. Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.
Цель данной курсовой работы – изучить основные методы диагностики индивидуальных особенностей школьников (развитие школьников старшего школьного возраста).
Задачи моей курсовой работы – проанализировать значение учета в процессе воспитания индивидуальных особенностей учащихся, определить их роль в воспитательном процессе, а также классифицировать их.
Предметом изучения работы являются индивидуальные особенности школьников.
Объект – процесс обучения.
За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации. Рассмотрим мнения разных педагогов об индивидуализации. И.М. Чередов: "С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках - как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы".
И.М. Осмоловская: "Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика". Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что, если не знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, нельзя хорошо осуществлять воспитание.