Активизация восприятия музыки младших школьников через использование приёма пластического интонирования

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы активизации восприятие музыки младших школьников через использование приёма пластического интонирования на уроках музыки.

  • 1.1. Понятие термина "восприятие", "музыкальное восприятие".
  • 1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
  • 1.3. Использование приёма пластического интонирования на уроках музыки.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд главных задач. Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла осуществить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила развитию духовной культуры.

В соответствии с ФГОС изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • - формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
  • - развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности;
  • - овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Педагоги, работающие в школе, отмечают, что дети часто слушая музыку, не слышат ее. В связи с этим, остро встал вопрос о том, чтобы вновь научить людей слышать и адекватно воспринимать музыку.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования способностей к восприятию музыки, так как характеризуется высокой чувствительностью нервной системы, эмоциональной отзывчивостью. В этом возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки. Важно не упустить эту благоприятную возможность, так как компенсировать этот пробел в позднем возрасте не всегда возможно.

Наиболее близкими для детей являются те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети.

Активизация восприятия смысла музыки у детей посредством осознанного его проживания в процессе простых и естественных движений рук, головы и корпуса и составляет идею пластического интонирования. Оно представляет собой один из видов музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках музыки, причем данный вид деятельности должен быть представлен на уроках музыки наряду с такими видами деятельности, как пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, обучение музыкальной грамотности и элементарным навыкам музицирования.

Тесная связь музыки и движения была отмечена многими музыкантами, педагогами, учёными. Эффективность использования пластического интонирования в работе с детьми признавали такие педагоги и музыканты как: В. В. Медушевский, В. Коэн, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М. С. Красильникова, Э. Б. Абдуллин и другие.

В педагогике пластическому интонированию в настоящее время отводится значительное место, поскольку музыка и движение обладают возможностью прямого воздействия на эмоциональную сферу детей и являются самым доступным ресурсом человеческих ощущений. Они – первый шаг к пониманию искусства, так как понимание возникает, главным образом, на основе моторного отклика и вызываемых им ассоциаций, знакомых каждому человеку. Даже элементарные движения, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Однако, несмотря на эффективность приёма пластического интонирования в учебном процессе на уроке музыки, он не используется систематически и регулярно.

В современной практике общего музыкального образования школьников существует противоречие между эффективностью пластического интонирования для развития восприятия музыки и недостаточным применением на уроках музыки в начальной школе.

Проблема: каково же содержание уроков музыки, направленное на активизацию восприятия музыки младших школьников, через использование приёма пластическое интонирование. Ответ на данный вопрос и составит цель нашего исследования.

Задачи:

  • - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • - рассмотреть возрастные особенности развития восприятия музыки младших школьников;
  • - раскрыть использование приёма пластическое интонирование на уроках музыки.

Объект: процесс активизации восприятия музыки младших школьников.

Предмет: приём пластического интонирования как средство активизации восприятия музыки младших школьников.

Методы исследования: теоретические (анализ педагогической и методической литературы, интернет источников, анализ понятийного аппарата).

Структура работы представлена введением, одной главой, включающей три параграфа, заключением, списком используемой литературы.