Условия формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

  • 1.1. Основные аспекты понятия межличностных отношений младших школьников.
  • 1.2. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Выводы к первой главе.

2. Модель и педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности.

  • 2.1. Модель формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.
  • 2.2. Педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников.
  • 2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность исследования. Процессы демократизации и гуманизации в российском обществе требуют изменения приоритетов воспитания современного школьника. Рост количества различных социальных контактов, в которые вступает личность, требует сформированности у нее нравственных знаний, умений и навыков межличностных отношений, развития соответствующих деловых и личностных качеств.

В "Национальной доктрине развития образования Российской Федерации", Конвенции ООН "О правах ребенка" подчеркивается необходимость создания условий для развития и самореализации каждого человека, воспитание у детей и молодежи способности противодействовать проявлениям бездуховности, формирования умений межличностного общения и высокой культуры отношений.

В п.8 ФГОС ООО нового поколения указано, что личностное развитие учащихся начальной школы включает сформированность значимых социальных и межличностных отношений в их среде, ценностно-смысловых установок, которые отражают их личностные и социально значимые позиции в деятельности, а метапредметные – самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Проблему развития младших школьников как субъекта педагогического процесса раскрывают в своих трудах такие отечественные педагоги и психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.В. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др..

Имеется целый ряд фундаментальных исследований, которые рассматривают данную проблему с разных сторон. Большое значение в развитии теории отношений имеют работы таких ученых, как Б.Г.Ананьев, В.М. Бехтерев, М.П. Денисов, А.Ф. Лазурский, Н.И. Касаткин. В трудах ученых дается общая характеристика, структура и функции межличностных отношений. Н.Н. Обозов и Р.М. Грановская в своих исследованиях дают классификацию межличностных отношений. В исследованиях А.А. Бодалева, Н.Н. Богомоловой, Е.М. Дубовской, Г.В, Дьяконова проанализированы анализ взаимосвязи социальных отношений с общением.

В работах А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.М. Мясищева и др. исследован процесс общения, его генезис и развитие отношений в межличностном взаимодействии; установлены причины и механизмы разрешения социальных конфликтов. Проблема общения также раскрывается в психолого-педагогической науке в работах Б.Г. Ананьева, А.А. Добрович, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, Р.С. Немова, Ю.М. Орлова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др.

В изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития младших школьников внесли большой вклад многие отечественные, среди которых Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др., и зарубежные классики педагогической науки (Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.).

Таким образом, очевидно, что проблема формирования и условий ее решения во внеурочной деятельности является не только актуальной, но и необычайно значимой. Однако, она остается недостаточно изученной, что подтверждается недостаточным ее представлением в научной педагогической литературе.

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения в воспитательный процесс общеобразовательной школы содержательных и адекватных вызовам времени инновационных технологий формирования межличностных отношений у младших школьников.

В решении этой проблемы существенную роль играет внеурочная деятельность, ориентированная на расширение и углубление знаний, умений и навыков школьников, развитие их самостоятельности, индивидуальных способностей, удовлетворения интересов и налаживания позитивных отношений со сверстниками. Однако изучение воспитательного процесса общеобразовательной школы указывает на традиционность содержания и организации внеурочной деятельности младших школьников: отсутствие или эпизодичность форм работы, которые побуждают школьников к активно-творческой деятельности, способствуют удовлетворению их потребности в общении, во взаимодействии; ориентация деятельности воспитанников на результат, а не на содержание отношений, на внешний аспект, а не на активизацию внутренних сил личности; репродуктивный характер деятельности, лишен познавательной и личностно развивающей основы.

Несмотря на то отметим, что научных исследований, которые бы раскрывали сущность и содержание формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности, недостаточно. Итак, социальная значимость, практическая необходимость повышения культуры отношений среди младших школьников, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблемы и определили выбор темы нашего исследования: "Условия формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности".

Цель исследования: определить, модель и условия формирования межличностных отношений младших школьник во внеурочной деятельности.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности.

Исследование основано на гипотезе, согласно которой условия формирование межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:

  • - выявлена сущность и содержание понятия межличностных отношений младших школьников;
  • - определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности межличностного общения младших школьников;
  • - учитываются и последовательно реализуются педагогические условия эффективного формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности: 1) организация коллектива младших школьников на основе совместной их деятельности, последовательная работа по его сплочению; 2) обеспечение комплексного педагогического воздействия на личностный, мотивационно-ценностный, информационный, поведенческий компоненты межличностных отношений младших школьников в процессе внеурочной деятельности; 3) привлечение младших школьников к нравственной оценке их поведения; 4) гуманно-личностный подход к младшим школьникам; 5) взаимодействие учителя и семьи в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Согласно цели и гипотезы поставлены следующие задачи:

  • 1. Раскрыть сущность и содержание понятия "межличностные отношения младших школьников" как системы взаимосвязанных компонентов и выяснить особенности отношений младших школьников во внеурочное время.
  • 2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности межличностных отношений младших школьников.
  • 3. Разработать и внедрить модель формирования межличностных отношений младших школьников.
  • 4. Экспериментально проверить модель и педагогические условия эффективного формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Методологической основой исследования являются положения о взаимосвязи объективных и субъективных факторов в процессе формирования личности, ее активную позицию по отношению к собственному совершенствованию; теория и практика развития личности; идеи гуманистической педагогики; системный, культурологический, гуманно-личностный, деятельностный, аксиологический подходы.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

  • - труды теоретиков и практиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского;
  • - социально-психологические исследования о развития личности в системе межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Катаева-Венгер, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Мясищев, Р.С.Немов, А.В. Петровский В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), а также философские, социологические, этнографические, психологические работы педагогического характера в сфере общения (A.M. Баскаков, B.C. Грехнев, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик);
  • - работы по теории деятельности (Л.И. Анциферова, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, А.В. Петровский, К. Роджерс М.Г. Ярошевский и др.);
  • - концепции воспитания учащихся средствами внеурочной деятельности (Б.3. Вульфов, А.Я. Журкина, И.П. Иванов, Г.М. Иващенко, С.В. Сальцева и др.);
  • - исследования возрастных особенностей младшего школьного возраста и, соответственно, специфики педагогической деятельности с детьми данной возрастной категорий (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Э. Шпангер, Э. Штерн, Э. Эриксон и др.)

С целью решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы был применен комплекс методов исследования:

  • - Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, синтез, сравнение, систематизация, моделирование, обобщение, что позволило раскрыть состояние разработки проблемы исследования, ее актуальность, уточнить содержание и структуру понятия "межличностных отношений младших школьников"; системно-структурный, сравнительный анализ для определения экспериментальной модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности;
  • - Эмпирические: анкетирование, беседы с младшими школьниками, тестирование, наблюдение за поведением школьников, организацией их внеурочной деятельности, воспитательным процессом школы применялись с целью изучения уровней сформированности у младших школьников межличностных отношений и обоснование выводов о целесообразности оптимизации их внеурочной деятельности для повышения уровня их культуры в межличностном взаимодействии;
  • - Экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперимент) использовались с целью моделирования и проверки эффективности обоснованных теоретических положений по формированию межличностных отношений младших школьников; математической статистики применялись для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами.

Практическое значение полученных результатов заключается в обобщении практического опыта общеобразовательных учебных заведений по формированию во внеурочной деятельности межличностных отношений у младших школьников, в разработке и апробации модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения к разделам, общих выводов, списка литературы, приложений.