Сущность и особенности социально-психологических программ по работе с неблагополучными семьями

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретико-методологические основы социальной работы с неблагополучными семьями.

  • 1.1. Проблема неблагополучных семей в современной психолого-педагогической литературе.
  • 1.2. Правовые основы социальной работы с семьей.

Выводы.

2. Социально-психологические технологии и подходы в работе с неблагополучными семьями.

  • 2.1. Сущность технологий работы социального педагога.
  • 2.2. Методика и этапы работы социального педагога с неблагополучными семьями.

Выводы.

Заключение.

Практические рекомендации.

Литература.

Приложения.

Введение

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в условиях неоднозначных социальных процессов, происходящих в России на современном историческом этапе, особенно остро встает проблема неблагополучных семей. Семья в современных условиях нуждается в социальной поддержке, которую может оказать служба социальной помощи и социальный педагог школы. Цель его работы - создание благоприятных условий в семье для личностного развития ребёнка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: - физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви и уважении. Каждая семья является уникальной социальной системой, где несовершеннолетний усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы; здесь формируется эмоциональная интимная сфера его психики. Дефекты семейного воспитания трудно исправимы. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей обычно относят: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.). Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987. С. 197-198.

Насилие как испытанное, так и наблюдаемое несовершеннолетним в семье стимулирует психические нарушения и способствует зарождению и развитию девиантного поведения в форме насилия по отношению к другим.

По данным сайта http://infoart.iip.net на октябрь 2003 года в Московской области на учете в органах внутренних дел состоят 15 тыс. подростков, из них 35% проживают в неблагополучных семьях.

Сравнительный анализ проведенных исследований волгоградских ученых ВГСПУ в Волгоградском регионе констатирует факт насилия несовершеннолетних со стороны своих родителей в семье. Почти половина учащихся, 44,7 % указывает, что в детстве их били родители, из них 13,7 % в форме легкого наказания (пощечина). Особенно тревожными выглядят высказывания несовершеннолетних о тяжелых формах наказания (удар кулаком, пинки, избиения предметами) и истязания (были избиты, их поколотили). Так 7,3 % волгоградских учащихся признаются, что в детстве их тяжело наказывали, 23,7 % опрошенных несовершеннолетних в Волгограде указывают, что над ними издевались в детстве. Кроме того, насильственный подход к разрешению межличностных конфликтов, корыстолюбие, нетерпимость и негативизм к мнению других, тесно взаимосвязаны со стилем семейного воспитания (С.Б.Думов, Условия и причины возникновения насилия как формы проявления девиантности среди несовершеннолетних.

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла. Семьи с асоциальной направленностью нередко остаются за пределами семейных психолого-педагогических служб (Ганишина И. С., Ушатиков А. И., Ушакова О.А.).

Оказание своевременной и действенной помощи неблагополучным семьям в решении социально - педагогических проблем, требует комплексного систематизированного подхода, поэтому социальному педагогу необходимо понимать суть проблемы, а также изучать и осваивать новые технологии в работе с данной категорией семей. Использование социально-педагогических технологий в работе с неблагополучными семьями позволяет специалисту значительно легче освоить профессиональную специфику в данной конкретной области практической деятельности и более эффективно выполнять свои функции.

Принимая во внимание всё выше сказанное, темой курсовой работы выбрана: «Сущность и особенности социально-психологических программ по работе с неблагополучными семьями».

Объект исследования: Социально – психологические технологии в работе с неблагополучными семьями.

Предмет исследования: социально-психологические программы работы с неблагополучной семьёй.

Цель исследования: Определить потенциальные возможности социально - психологических программ разного уровня в работе с неблагополучными семьями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть теоретические аспекты семейного неблагополучия;
  • 2. Изучить оптимальные технологии разного уровня в работе с неблагополучной семьёй;
  • 3. Определить потенциальные возможности социально-психологических программ как локальной технологии в работе с педагогически несостоятельными семьями.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование социально-психологических программ работы социального педагога с неблагополучными семьями позволит сократить негативные проявления со стороны родителей к детям, снизить насилие по отношению к несовершеннолетним.

Теоретико-методологической основой являются идеи таких ученых, как Ю.П. Азарова, М.И. Буянова, Е.М. Волковой, И.В. Ганишиной И. С., Ушатиков А. И., Ушакоойа О.А., Гребенникова, И.Ф. Дементьевой и др. Исследователи А.Е. Личко, С.Г. Саготовская описывали типы родительских отношений к детям. А.И. Антонов, А.Я. Варга, С.Б.Думов, В.М. Целуйко - изучали детско-родительские отношения, их влияние на развитие ребенка, на его дальнейшее отношение к окружающему миру.тревожности на результативность учебной деятельности.

В ходе решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:

  • - теоретический, заключающийся в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • - эмпирические, заключающийся в подборе социально-педагогических технологий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной социально-педагогической науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного работы социального педагога с неблагополучными семьями.