Проект развития общения и взаимодействия ребёнка младшего возраста со сверстниками

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты изучения особенностей общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.

  • 1.1. Определение понятий: «общение», «особенности общения», «общение со сверстниками»
  • 1.2. Роль и функции общения в психическом развитии детей.
  • 1.3. Возрастные особенности общения со сверстниками.

Выводы по 1 главе.

2. Курсовой проект по формированию общения и взаимодействия со сверстниками у детей 2-3 лет.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Введение

Актуальность проблемы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления [2, с.34]. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Объект исследования: общение детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития общения младших дошкольников со сверстниками.

Цель данной работы: изучить особенности общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста, и разработать проект обеспечивающий развитие общения и взаимодействия ребёнка младшего возраста.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • 1. Определить сущность понятий "общение", "особенности общения", "общение со сверстниками".
  • 2. Выделить особенности общения детей 3-го года жизни и дать им характеристику.
  • 3. Разработать комплекс проектных предложений по организации условий, обеспечивающих развитие общения у детей 3-го года жизни.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы исследования:

  • 1. Теоретический анализ литературы.
  • 2. Методы массового сбора (анкетирования, наблюдения, беседы).
  • 3. Диагностические методы.
  • 4. Психолого-педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования предполагает, что общение со сверстниками складывается в раннем возрасте, поэтому, чем раньше организовать условия, обеспечивающих развитие общения и взаимодействия со сверстниками, тем интенсивнее и полноценнее будет развиваться ребёнок как личность.

Теоретико-методологическая основа заключается в том, что в процессе работы мы опирались на следующие концептуальные идеи: психолого-педагогические исследования по проблеме формирования общения у детей (В.М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.