Культурно-досуговая деятельность в системе социализации личности

План курсовой работы

Введение.

1. Общая характеристика культурно-досуговой деятельности в социализации личности.

  • 1.1. Социализация личности как проблема современного общества.
  • 1.2. Характеристика роли культурно-досуговой деятельности в социализации личности.

2. Анализ состояния и перспектив культурно-досуговой деятельности в социализации личности на примере дома культуры ст.Старонижестеблиевской.

  • 2.1. Проблемы культурно-досуговой деятельности как системы социализации личности в станице Старонижестеблиевской.
  • 2.2. Социальное исследование оптимизации культурно-досуговой деятельности учреждений станицы Старонижестеблиевской в системе социализации личности.
  • 2.3. Социально-культурный проект «Приходи во Дворец культуры».

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Приложение.

Введение

Досуговое время, то есть свободное время, которое человек может использовать самым разнохарактерным образом, является одним из ключевых средств формирования личности, поэтому на сегодняшний день остро стоит вопрос социализации индивида посредством культурного досуга.

Результаты исследований неумолимо доказывают, что происходит существенное снижение интереса к занятиям культурно-досугового характера. Всё это заставляет задуматься, ведь от того, как организовывает свой досуг индивид, а мы рассматриваем человека любого возраста, так как социализация – это процесс многоуровневый, непрерывный и протекающий на протяжении всей жизни, зависит дальнейшее укоренение его мировоззрения, ценностных ориентиров, установок, норм, системы взглядов на общество и образцов поведения, принятых в нем.

Негативное стремление к урезанию культурно-досуговых учреждений бюджетного, бесплатного характера привело к тому, что значительная доля потребителей культурных благ практически перестала быть включена в систему организации досуга, для большинства потребителей культурно-досуговая деятельность стала недоступна, и на сегодняшний день мы видим тенденцию к социализации личности путем технических средств и средств массовой коммуникации. Чревато это тем, что недополучив социо-культурного опыта, индивид рискует оказаться неприспособленным к жизни в обществе, если вспомнить к тому же, насколько полезны в системе социализации личности вышеупомянутые организации. Организации культурно-досуговой направленности к тому же перестали интересовать людей попросту из-за того, что в большинстве своем устарели.

Все учреждения культурно-досугового типа, а именно театры, библиотеки, Дома культуры или клубные учреждения культуры, музеи, всевозможные центры досуга и развития, культурные, культурно-спортивные комплексы и многие другие представляют собой сферу, открывающую перед индивидом возможности для структурирования внутреннего мира в целом, повышения культурного уровня, всестороннего развития, вырабатывания коммуникативных способностей, способностей контактирования и сосуществования с различными людьми. Данные приобретаемые умения в дальнейшем выступают основополагающей предпосылкой освоения социальных ролей в обществе. К тому же, неоспорим тот факт, что культурно-досуговые заведения служат и для развития нравственности индивида, его эстетического воспитания. Однако в действительности острая проблема зреет в конфликте между тем, что культурно-досуговые учреждения существуют и функционируют, и тем, что количеством посетителей данных организаций среди населения, к большому сожалению, не перестает падать, не смотря на их неоспоримую пользу.

Таким образом, актуальность курсовой работы логически вытекает из установленного противоречия: постановка задачи направлена на выявление и исправление изъянов в культурно-досуговой деятельности учреждений в системе социализации личности для восстановления популярности заведений культуры и досуга, их посещаемости (среди жителей станицы Старонижестеблиевской).

Источниками, которые послужили для выполнения работы, стали труды многих ученых, социальных исследователей и педагогов.

Так, психология и психодиагностика личности, её коррекция и развитие рассмотрены в деятельности Шевандрина Н.И., Мудрика А.В.

О проблемах социализации молодежи на рубеже веков и социализации личности в целом (общей социализации) рассказано в научных трудах Немировского В.Г., Кузнецовой И.Ю., Валеевой Ж.С., Федотовой Ю.А., Радиной Н.К., Иваненкова С.П.

В курсовой работе использовались работы по теории и технологии культурно-досуговой деятельности, её организационной работе и инноватике таких видных деятелей социальной науки, как Жаркова А.Д., Асанова И.М., Акопова Э.Л.

Справочный материал теоретических понятий по культурно-досуговой деятельности и социокультурной сферы для исследования взяты у Бурдюжа Е.А. и Новаторова В.Е., Орлова Г.П., Аванесовой Г.А.

Об исторических аспектах культурно-досуговой деятельности населения России, антологии форм праздничной и развлекательной культуры России – у Рябкова В.М., Киюско Е.М., Вострякова Л.Е.

Анализ таких направлений же, как культурно-досуговая деятельность как средство преодоления социальной апатии, досуг как средство профилактики девиантного поведения, риск в социальном развитии личности принадлежат следующим авторам – Суртаев, В.Я., Зубок Ю.А., Плугина Н.А.

И, наконец, в исследовательской работе использованы работы Соколова А.В., Ярошенко Н.Н., Черепенников К.Г и Туева В.В. о месте культурно-досуговой деятельности в профилактике решения злободневных проблем социализации.

Объектом курсовой работы выступает социализация личности в учреждениях культуры и досуга.

Предмет курсовой работы – учреждения культуры и досуга.

Цель исследования заключается в анализе проблем социализации личности культурно-досуговыми учреждениями и способах их решения.

Основная идея исследования - проверить и по мере возможности доказать, что культурно-досуговая деятельность является ведущим фактором в системе социализации личности, способствующая формированию полноценного члена общества.

Основные задачи исследования:

  • - охарактеризовать культурно-досуговую деятельность в социализации личности;
  • - выявить проблемы социализации;
  • - выявить роль культурно-досуговой деятельности в системе социализации личности;
  • - охарактеризовать состояние и перспективы культурно-досуговой деятельности в Доме культуры станицы Старонижестеблиевской;
  • - проанализировать путем социального исследования причины низкой посещаемости Дома культуры Старонижестеблиевской;
  • - предложить пути оптимизации ситуации Дворца культуры в населенном пункте;
  • - разработать социально-культурный проект для ДК ст.Старонижестеблиевской.

Базы исследования: Дом культуры станицы Старонижестеблиевской Красноармейского района Краснодарского края.

Методы исследования: применялся метод социального анкетирования.

Практическая значимость исследования: разработанные автором рекомендации, выводы и предложения могут лечь в основу деятельности учреждений культурно-досугового типа и повысить посещаемость учреждений жителями населенного пункта.