Как Дворянское гнездо повлияло на воспитание русских классиков

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения "Дворянского гнезда".

  • 1.1. История изучения вопроса в литературной критике.
  • 1.2. Роль изучения "Дворянского гнезда" в семейном воспитании.

2. Роль "Дворянского гнезда" в воспитании русских классиков.

  • 2.1. О традициях и культуре воспитания на примере воспитания детей в дворянской семье Пушкиных.
  • 2.2. Дворянское гнездо И.С. Тургенева.
  • 2.3. Дворянское гнездо и его отражение в автобиографических произведениях С.Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы багрова-внука».

Заключение.

Список литературы.

Введение

В культурном сознании современного человека, несмотря на потенциальные различия в объеме и источниках имеющихся знаний, есть общие места, некая совокупность представлений о жизни дворянства в XIX в. Таковым является понятие «дворянское гнездо», которое, как известно, ассоциируется с романом И.С. Тургенева.

По мнению некоторых краеведов, вполне возможно, что название «дворянское гнездо» могло существовать в народном сознании и до появления данного романа. Так, например, в Орле, как и в любом другом дореволюционном городе, была более или менее четкая географическая дифференциация городских районов. Те места, где было много помещичьих усадеб, именовались дворянскими гнездами.

С выходом в свет романа «Дворянское гнездо» название закрепилось и, расширив значение, сохранилось в сознании последующих поколений.

На протяжении XIX в. происходило постоянное накопление значений понятия «дворянское гнездо», сейчас же мы имеем дело с устоявшимся концептом. По определению С.А. Аскольдова, концепт есть мысленное образование, которое «замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода». Концепты, будучи в основном всеобщими, могут заключать в себе множество отклонений и дополнений, могут по–разному расшифровываться, по–разному восприниматься членами социума.

Русский роман XIX в. стал важнейшим источником и катализатором для накапливания значений понятия «дворянское гнездо».

До середины XIX в. дворянский мир был весьма устойчивым целостным явлением, а жизнь дворянства неминуемо была связана с поместьем. Неслучайно тематика романов, как правило, включала изображение поместной жизни, и хронотоп дворянского гнезда стал привычным, значимым.

Объектом исследования в данной работе жизнь дворянства в России в начале XIX века.

Предметом исследования в данной работе процесс обучения и воспитания дворянства в России в начале XIX века.

Цель исследования - изучить особенности воспитания в дворянских гнездах России.

В соответствии с поставленной целью в работе формируются и решаются следующие задачи:

  • 1. Провести теоретический анализ педагогической литературы по изучению роли Дворянского гнезда в семейном воспитании.
  • 2. Проанализировать традиции и культуру воспитания на примере воспитания детей в дворянской семье Пушкиных.
  • 3. Рассмотреть роль дворянского гнезда в воспитании И.С. Тургенева.
  • 4. Проанализировать отражение в автобиографических произведениях С.Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы багрова-внука».

Методы: анализ научной и методической литературы, реферирование, обобщение, анализ.

Теоретической базой нашей работы послужили концептуальные идеи педагогов В.Г. Белинского, А.И.Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, Н.И. Добролюбова, А.Н. Джуринского, С.С.Уварова, Н.И. Пирогова и др.

Структура работы. Состоит из введения, двух глав, основной части, заключения, списка использованной литературы. Курсовая работа выполнена на листах печатного текста.