Использование музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

2. Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Средства музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Характеристика музыкально-дидактических игр.

5. Методика проведения музыкально–дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Неотъемлемой частью всестороннего развития личности ребенка является музыкальное воспитание. В старшем дошкольном возрасте важно давать детям яркие музыкальные впечатления, побуждать сопереживать музыке и обучать попеременно отдельным навыкам.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе музыкальной деятельности: слушания–восприятия, исполнительства (пения, музыкально–ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально–образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах и приемах исполнительства).

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержание? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения».

Педагоги В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают, что «к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно–изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно – творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим собственным.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе.

В жизни дошкольников в период от 5 до 7 лет игра занимает большое и важное место. Отличительная черта этого возраста является стремление воплотить свои фантазии в игре, воображаемые образы – это и есть проявление творческого самосознания. Одновременно в старшем дошкольном возрасте дети осваивают игры с правилами. По мнению А.С. Спиваковской «к ним относятся различные по содержанию и педагогической направленности дидактические, досуговые и народные игры. Эти игры очень важны для развития произвольности, внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоения различных знаний. Эти игры всегда включают несколько участников, способствуя развитию умения действовать с партнерами. Ребенок легко запоминает правила и действует в их рамках; контролирует свои и чужие действия, усваивает способы регуляции совместной деятельности (например, выбор очередности в игре с помощью считалки, жеребьевки и т.п.), учится адекватно переживать удачу и неуспех. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка».

Б.П. Никитин в книге «Развивающие игры» ссылается на высказывание. В.А. Сухомлинского, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики и рассмотрев структуру игр, можно прийти к следующим выводам.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Музыкальное воспитание в детском саду является частью общей подготовкой детей к школе. Содержание и методы музыкальных дидактических игр отчасти направлены на решение этой задачи.

В конечном итоге ребенок к концу дошкольного детства должен достигнуть такого уровня музыкального развития, который позволит ему не отставать от новой социальной позиции – школьника – проявлять свои творческие способности и быть эффективнее в школьной среде.

Безусловно, сама организация использования музыкальных дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкального воспитания детей, большого творчества и мастерства.

Курсовая работа соответствует ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста.

Цель работы: изучение особенностей использования музыкально–дидактических игр в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель определила следующие задачи:

  • 1. Изучить научно–методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
  • 2. Охарактеризовать задачи, содержание и этапы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
  • 3. Определить роль музыкально–дидактических игр в музыкальном воспитании дошкольников.
  • 4. Раскрыть методику проведения музыкально-дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.