Формирование "Образа Я" в подростковом возрасте

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты «Образа Я» подростка.

  • 1.1. «Образ Я» в отечественной и зарубежной психологии.
  • 1.2. Психологические характеристики подросткового возраста.

2. Особенности факторов, влияющих на формирование «Образа Я» в подростковом возрасте.

  • 2.1. Условия и факторы, влияющие на формирование самосознание подростка.
  • 2.2. Самоопределение при формировании идентичности в подростковом возрасте.

Заключение.

Литература.

Введение

Актуальность темы. В настоящее время личностно-ориентированный подход находится в центре не только психолого-педагогической науки, но и во главе современного образования в целом. Требования ФГОС акцентируют внимание на формировании развитой личности, которая обладает широким набором социальных компетенций. На наш взгляд, первой базовой ступенькой к личностному становлению, к «готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к формированию адекватной самооценки, пониманию смысла своей жизни, к индивидуальному ответственному поведению» ведет формирование позитивного образа Я.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможна без учета личностных особенностей учащихся. Мерилом действий и поведения личности является образ Я, на что указывают исследования многих психологов (В.В. Столин, B.C. Мухина, Л. Маслоу, И.И. Чеснокова, 3. Фрейд, А. Адлер, B.C. Мерлин, К. Роджерс и др.). Изучение особенностей образа Я, его становления особо значимо в подростковом возрасте в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс его формирования, что определяет особенности личности и поведения подростка.

В данном возрасте трансформируется взгляд к себе. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.

Формирование позитивного Я-образа, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Изучение проблемы становления Я-образа имеет и важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей подросткового возраста. Недостаточная определенность используемых форм и методов психолого-педагогического воздействия на личность подростка с учетом условий семейного воспитания вызывает необходимость комплексного и системного изучения проблемы Я-образа на индивидуально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях. Все сказанное и определило выбор темы нашего исследования.

Объект исследования – «Образ Я» подростка.

Предмет исследования - факторы «Образа Я».

Цель курсовой работы: изучить факторы, влияющие на формирование образа "Я" в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить понятие и психолого-педагогическое значение "Образа - Я" в подростковом возрасте.

    2. Исследовать психологические характеристики подросткового возраста.

    3. Проанализировать условия и факторы, влияющие на формирование самосознание подростка.

    4. Изучить особенности самоопределения при формировании идентичности в подростковом возрасте.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается сущность и содержание понятия образа «Я» подростков (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Современный аспект изучения проблемы развития позитивного «образа Я» подростка обусловлен принципиальными изменениями информационных, интеллектуальных и социальных параметров пространства взросления молодого поколения.

В подростковом возрасте у молодых людей вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развивается желание проникнуть в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. У подростка начинает формироваться «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения человека.