Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

  • 1.1. Понятие музыкального вкуса.
  • 1.2. Особенности формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста.
  • 1.3. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Выводы по 1 главе.

2. Опытно-поисковая работа по формированию музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

  • 2.1. Констатирующий этап.
  • 2.2. Формирующий этап: разработка и апробация системы занятий по формированию музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.
  • 2.3. Контрольный этап.

Выводы по 2 главе.

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.

Введение

В настоящее время наиболее актуальными направлениями современной педагогики становятся проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения, что закрепляется в многочисленных правительственных документах федерального уровня. Главным приоритетом современной российской школы ставится воспитание разносторонней личности с богатым внутренним миром и устойчивыми духовными потребностями, в формировании которых немаловажную роль играет развитие общей музыкальной культуры и устойчивого музыкального вкуса.

Среди актуальных вопросов современной педагогики проблема формирования музыкального вкуса обучающихся в учреждениях дополнительного образования является одной из приоритетных и стоит достаточно остро. В связи со сменой духовных приоритетов в жизни российского общества обозначилась тенденция вытеснения эстетической среды на второй план. Такое положение чревато весьма опасными последствиями - падением уровня культуры, эстетического сознания, появлением массового производства и репродуцирования музыкальных произведений, ведущих к стандартизации в духовной сфере, а это, в свою очередь, препятствует развитию у школьников музыкального вкуса.

В создавшихся условиях существенная роль в формировании музыкального вкуса детей и молодежи отводится системе общего и дополнительного образования. Музыкальные школы, школы искусств, студии и классы эстетического воспитания предоставляют учащимся свободу творческой деятельности, расширяют круг их общения, обеспечивают индивидуальный подход в темпах и способах развития их способностей, а также помогают в социальном самоопределении и удовлетворении образовательных потребностей, формировании ценностных ориентаций и духовных приоритетов. Известно, что полученные в детстве музыкальные впечатления способствуют развитию умений оценивать, понимать и наслаждаться произведениями музыкального искусства на все последующие годы.

Проблема формирования музыкального вкуса изучалась многими исследователями: с точки зрения философии (Г. 3. Апресян, Г. Ф. Гегель, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. Шиллер и др.), общей педагогики (И. П. Волков, А. А. Мелик-Пашаев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, и т.д.), психологии (JL С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Е. В. Назайкинский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), музыкальной педагогики JI. А. Баренбойм, Н. JL Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин, JI. В. Школяр и др.), музыковедения (Б. В. Асафьев, JI. А. Мазель, Г. И. Панкевич, В. В. Стасов, Б. JI. Яворский), музыкальной социологии (Э. Алексеев, В Волохов, Г. Головинский, Г. Зараковский, А. Моль, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман), эстетики (И.-И. Вин-кельман, О. В. Дивненко, JI. Кассиль, К. Е. Кривицкий, Н. И. Киященко, И. Маца, С. А. Наумов, А. В. Пирадов, Б. В. Сафронов, В. К. Скатерщиков, М. С. Каган, Е. Г. Яковлев и др.) а также культурологии (Н. А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Д. Юм, и др.).

В настоящее время музыкальный вкус рассматривается в исследованиях в историческом аспекте (О. А. Буракова), эстетическом (JL Г. Ясенева, Е. М. Калачева), педагогическом (Т. А. Суханова, С. М. Борисова), психологическом (И. В. Курышева), культурологическом (Н. А. Благодарова). Особо следует отметить исследования, посвященные вопросам интеграции в сфере основного школьного и дополнительного образования (Г. Н. Савельева, Е. В. Подповетная).

Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствует и анализ деятельности ряда школ г. Н. Новгород в процессе которого были выявлены трудности, препятствующие развитию музыкального вкуса у обучающихся. Так, по результатам анкетирования и опроса, педагоги отмечают общее снижение интереса обучающихся к обучению музыке, низкий уровень музыкального вкуса у выпускников детских школ искусств, стремление подражать веяниям современной музыкальной эстрады, утрату традиций домашнего музицирования.

Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме изучения музыкального вкуса, в настоящее время в музыкальной педагогике пока не определены в полной мере подходы к формированию музыкального вкуса у школьников в условиях дополнительного образования, недостаточно разработаны условия и методы, способствующие эффективной организации этого процесса. Кроме того, процесс формирования музыкального вкуса у школьников в условиях детских школ искусств до сих пор не являлся объектом специального исследования.

Налицо противоречие между объективной потребностью формирования музыкального вкуса у обучающихся, осознанием педагогической значимости этого процесса и недостаточной разработанностью теоретических положений и практических рекомендаций для целенаправленного формирования музыкального вкуса у школьников в учреждениях дополнительного образования.

Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств?

В соответствии с проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств».

Цель квалификационной работы: теоретически обосновать и предложить новые формы работы, способствующие формированию музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Объект исследования – музыкальный вкус у школьников младшего и среднего возраста.

Предмет исследования – Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • - изучить понятие музыкального вкуса в психолого-педагогической, методической, теоретической литературе;
  • - выявить особенности формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста;
  • - рассмотреть процесс формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств;
  • - разработать и апробировать систему занятий по формированию музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Методологическую базу работы составляют философское учение о всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, положения диалектической теории познания; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития; теоретические исследования по эстетике, педагогике и музыкальной педагогике; концепции индивидуального, личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов; фундаментальные положения о творческом развитии личности в процессе музыкально-эстетического воспитания.

Теоретическую основу исследования составили теоретические положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке: историко-философский и культурно-педагогический подход к изучению музыкального вкуса (И. Кант, В. А. Сухомлинский, Ф. Шиллер и др.); исследование музыкальной потребности с точки зрения социологии (Э. Алексеев, М. С. Каган, A. Моль, Р. Г. Рабинович, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман, и др.); изучение эмоциональной сферы личности (Г. М. Бреслав, JI. Дорфман, С. X. Раппопорт и др.); психология музыкального восприятия (Г. В. Иванченко, А. Н. Лебедев, B. Г. Ражников, Б. М. Теплов и др.); теории оценочных суждений (Б. В. Асафьев, Н. О. Лосский, Ю. М. Лотман, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский и др.). Автор опирался также на труды известных специалистов в области художественно-эстетического и музыкального образования и воспитания: О. А. Апраксиной, Л. А. Баренбойма, М. А. Верба, А. Ю. Гончарука, Д. Б. Кабалевского, Г. М. Когана, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова, В. В. Медушевского, Г. Г. Нейгауза, Т. И. Смирновой, Г. М. Цыпина, Л. В. Школяр и многих др.

В работе нашел отражение и личный педагогический опыт автора.

В процессе написания выпускной квалификационной работы использованы следующие методы исследования:

  • - теоретический: анализ и обобщение научной литературы по заявленной теме;
  • - эмпирический: наблюдение за процессом формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств;
  • - аналитический: анализ практической деятельности школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Апробация темы исследования выпускной квалификационной работы осуществлялась в 2020 году в процессе педагогической практики.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 40 источников и медиа-ресурса, Приложений.