Девиантное поведение подростка: причины, направления воспитательной работы

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретическое обоснование проблемы изучения подростков с девиантным поведением.

  • 1.1. Девиантное поведение: определение понятия.
  • 1.2. Причины девиантного поведения подростков.

2. Особенности воспитательной работы с подростками с девиантным поведением.

  • 2.1. Классификация методов воспитания.
  • 2.2. Система воспитательной работы с подростками с девиантным поведением (опыт работы А.С. Макаренко).

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность исследования. Интерес исследователей к девиантному поведению подростков является традиционным в истории науки и цивилизации, так как данная проблема тесно переплетается с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности общества и его развития. Актуальность проблемы состоит в том, что современная социальная ситуация привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время очень многие люди, в том числе молодого возраста, не готовы к преодолению возрастающего психоэмоционального напряжения, что приводит к возникновению различных форм саморазрушающего поведения: употреблению наркотиков, алкоголя, суицидам, побегам из дома и бродяжничеству, вандализму, сексуальным отклонениям и др. Анализ результатов психологических и криминологических исследований, проведенных в последние годы, свидетельствует о резкой криминализации в среде детей и подростков.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы, исследования Ю.М. Антоняна, Е. Бафия, Л.И. Беляевой, И.А. Голосенко, Я.И. Гилинского, С.И. Дмитриевой, Г.Г Заиграева, Т.И. Заславской, В.К. Звирбуль, Е.В. Змановской, В.Н. Иванова, С.М. Иншакова, В.П. Казимирчука, Ю.А. Клейберга, Ю.М. Климова, В.Т. Кондрашенко, Э.В. Коробкиной, В.Н. Кудрявцева, А.И. Кравченко, М.С. Крутера, Б.М. Левина, Силласте Г.Г., A.M. Яковлева и др. позволяет утверждать, что проблема девиантного поведения подростков - одна из актуальных проблем не только современного общества, но и психолого – педагогических проблем, т.к. отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов — не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подрастающее поколение оказывается психологически беспомощным, его связь со старшим поколением ослаблена.

Поэтому в настоящее время необходимо исследовать проблему девиантного поведения подростков учитывая новые особенности его возникновения и, таким образом, предпринять адекватные современному периоду времени предупредительные меры.

В решении вопросов профилактики девиантного поведения становится вопрос поиска направлений воспитательной работы с подростками с девиантым поведением.

Объект исследования – девиантное поведение подростков.

Предмет исследования – направления воспитательной работы с подростками с девиантным поведением.

Цель исследования – проблема изучения направлений воспитательной работы с подростками с девиантным поведением.

Задачи исследования:

  • 1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме изучения подростков с девиантным поведением, конкретизировать сущность понятия «девиантное поведение».
  • 2. Выявить причины девиантного поведения.
  • 3. Представить классификацию методов воспитания.
  • 4. Описать систему воспитательной работы с подростками с девиантным поведением.

Методы исследования – использован организационный метод (сравнительный способ).

Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы.