Жизненные ценности и временной фокус у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы исследования особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

  • 1.1. Периодизация пожилого возраста и психологические особенности каждого этапа.
  • 1.2. Психологическое время как предмет психологического исследования.
  • 1.3. Подходы к исследованию индивидуальных ценностей.
  • 1.4. Субъективное экономическое благополучие: определения и содержание понятия.

Вывод по первой главе.

2. Эмпирическое исследование особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

  • 2.1. Цели, задачи и организация исследования.
  • 2.2. Методики исследования.
  • 2.3. Анализ результатов исследования.

Вывод по второй главе.

Заключение.

Вывод, основанный на теоретическом и практическом материале исследования.

Список литературы.

Введение

В нашей стране в связи с повышением пенсионного возраста и невысокими размерами выплат, людям пожилого возраста необходимо адаптироваться в новых экономических условиях. Поэтому на сегодняшний день актуален вопрос экономического поведения людей пожилого возраста, а также факторов, влияющих на него.

Вопрос особенностей жизненных ценностей, временного фокуса у людей в пожилом возрасте, их влияния на экономическое благополучие изучен недостаточно. Данной областью исследования занимались специалисты в области социальной, организационной и экономической психологии. Так, В.А. Хащенко, изучал проблему субъективного экономического благополучия и ценностные ориентации. Т. В. Дробышева рассматривала экономическую социализацию с позиции ценностного подхода.

В российском обществе экономических отношений людей позднего возраста, которые, обусловлены общественной системой ценностей, хотелось бы выделить ценности и ценностные ориентации, одновременно выступающие ресурсами экономической социализации, ее факторами и критериями. К такому выводу можно прийти, анализируя теоретический материал, касающийся экономической социализации, как предмета психологического исследования, в работах Вяткина А.П.

Система и динамика ценностных ориентаций личности – в числе критериев и факторов экономической социализации, воспроизводство усвоенного экономического знания и опыта может быть реализовано в экономическом поведении, экономических отношений.

В данном исследовании использовалась методика определения направленности на прошлое, настоящее и будущее – «Шкала временного фокуса». Понятие временного фокуса возникло сравнительно недавно, проблемой данной концепции занимался Шипп Э.Дж. Люди сосредотачивают свое внимание на прошлом, настоящем и будущем, это проясняет их реакцию на явную и неявную временную информацию. Изменение реакции, в сою очередь, является фактором влияния на поведение.

Экономическая социализация также является неотъемлемой частью исследования, более того, полученные в ходе исследования данные вносят вклад в исследование поздней экономической социализации. Следует также добавить, что экономическая социализация является фактором экономического поведения людей, посредствам чего может повлиять на уровень субъективного экономического благополучия.

Данные полученные в ходе исследования «Теоретической модели вторичной экономической социализации» подтвердили, что субъективное экономическое благополучие тесно связано с субъективно оцениваемым уровнем дохода, последний является одним из критериев более широкого понятия – экономическая социализация.

Экономической социализацией людей позднего возраста можно назвать «относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем их актуальных социально-экономических потребностей и наличным уровнем удовлетворения данных потребностей».

Ресурсом экономической социализации могут послужить жизненные ценности личности. Например, с позиции Н. Ф. Голованова влияние на экономическую социализацию субъекта оказывают семейные ценности и установки, потому что они транслируются со стороны родителей, а родители в свою очередь являются наиболее важными субъектами в жизни человека, все экономические приемы положительно или отрицательно влияющие на экономическое благополучие формируют экономические установки.

Цель научной работы – выявить особенности жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

Объект – жизненные ценности, временной фокус, субъективное экономическое благополучие.

Предмет – особенности жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

Гипотеза – жизненные ценности и временной фокус имеют специфику у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.

Задачи:

  • 1. Рассмотреть теоретический феномен экономической социализации людей позднего возраста, его факторы и критерии.
  • 2. Выявить и объяснить роль особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
  • 3. Подготовка психологического инструментария, выбор методик определяющих ценностного уровня, временного фокуса, субъективного экономического благополучия.
  • 4. Формирование группы испытуемых позднего возраста с учетом периодизации экономической социализации у людей пожилого возраста.
  • 5. Применение методик определяющих временной фокус, ценностный уровень и субъективное экономическое благополучие на группе испытуемых пожилого возраста.

Для определения жизненных ценностей, временного фокуса и уровня субъективного экономического благополучия у людей пожилого возраста были использованы следующие методы:

  • 1. Временной фокус (автор А. Шипп).
  • 2. Шкала Субъективного экономического благополучия Фенема А. (адаптация О.С. Дейнека, 1999).
  • 3. Опросник жизненных ценностей Шварца Ш.

Исследование проводилось в отделении дневного пребывания (ОДП) Муниципального учреждения Комплексного центра социального обслуживания населения по Калининскому району города Челябинска.

В качестве выборки испытуемых участвовало 100 человек возраста от в возрасте 50 – 80 лет, данный возрастной промежуток охватывает четыре возрастных периода пожилого возраста в структуре периодизации позднего возраста Муруговой В. В. и Утеевой Э. Н:

«Молодой», пожилой возраст 55-ти до 60-ти лет, период активной социально-экономической адаптации занимает восемь лет и длится от 61-го года до 69-ти лет, начало «зрелой» старости 70–75 лет, период завершения трудовой деятельности. 76–80 лет.

На данном возрастном этапе идет процесс развития поздней экономической социализации. Выборку составили пенсионеры города Челябинска. Исследование, в виде опроса и тестирования проводилось, непосредственно, в отделении дневного пребывания (ОДП) Комплексного Центра Социального Обслуживания Населения. В нем принимали участие: 38 мужчин и 62 женщины.

Целесообразно организовывать и психологическую работу с пенсионерами по повышению уровня их экономической активности, разрабатывать программы профессиональной адаптации для пожилых людей, проводить тренинги, психологические консультации, которые позволят людям значительно продлить активную жизнь, чувствуя свою востребованность и получая возможность профессиональной реализации.

Данное исследование особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия направлено на расширение и углубление знаний в области в области экономической психологии, для использования в дальнейшем на практике, и разработки способов психологического просвещения, целью которого является повышение финансовой грамотности старшего поколения в геронтологических центрах реабилитации.