Занятия лепкой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

  • 1.1. Этапы формирования творческой деятельности дошкольников.
  • 1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству.

2. Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.

  • 2.1. Возможности занятий по лепке для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  • 2.2. Формы, методы и приемы обучения детей лепке.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений - о цвете, форме, величине. Малыш эмоционально откликается на яркую игрушку, картинку, цветовое пятно; взяв в руки игрушку, обследует её форму.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Методика обучения детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий:

  • - творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;
  • - в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно - образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем;
  • - дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются в определенной системе.

Принципы построения рабочей программы по лепке должны исходить из задач обучения В изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и воспитания является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Приемы обучения, используемые педагогом, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Целью курсовой работы является выявление условий формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и определение способов их развития в процессе занятий по лепке.

Задачи:

  • - изучить этапы формирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • - проанализировать особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе приобщения к искусству;
  • - определить значение занятий по лепке для развития творческих способностей детей;
  • - рассмотреть формы, методы и приемы обучения детей лепке;
  • - разработать практические занятия по лепке со старшими дошкольниками.

Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы, учебно-образовательных программ.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей на занятиях по лепке.

Предмет исследования: условия, обеспечивающие успешность развития творческих способностей на занятиях по лепке.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.