Взаимосвязь успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретический анализ литературы по проблеме успеваемости и учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
- 1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста.
- 1.2. Изучение успеваемости младших школьников в психолого-педагогической литературе.
- 1.3. Исследования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментальное исследование взаимосвязи успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
- 2.1. Организация и методики исследования.
- 2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования.
- 2.3. Научно-практические рекомендации.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Список сокращений и условных обозначений.
Приложение.
Введение
Актуальность исследования. На сегодня сложно переоценить роль школьного периода в жизни ребенка. Его успешность во многом зависит от развития личности младшего школьника, его личностных качеств, формирующихся под воздействием той или иной особенности периода школьной жизни ребенка.
Основная цель обучения в школе – выработка психологического механизма, позволяющего им в последующем выполнять самореализацию, саморазвитие, чтобы познавательная потребность выступала в качестве движущей силы развития ребенка младшего школьного возраста. Это обуславливает тягу к знаниям. Младший школьный возраст характеризуется огромными ресурсами развития учебной мотивации детей.
Необходимо развивать у детей определенные личностные качества, которые нужны для приспособления в новых условиях современного общества: инициативность, ответственность, самостоятельность. Это возможно при высоком уровне учебной мотивации. Основное содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться».
Младший школьный возраст называют тем периодом, в котором осуществляется формирование учебной мотивации, которая детерминирует уровень познавательных способностей ребенка в дальнейшем.
Учебная мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.
Формирование учебной мотивации у младших школьников без преувеличения можно назвать одной из ведущих проблем современной школы. Ее актуальность детерминирована обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы детей, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных младших школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для ребенка в каждом конкретном случае играет значимую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.
Разработанность проблемы. Проблема исследования учебной мотивации находит отражение в научных трудах В.И. Василовского, Р.И. Ждановой, В.С. Ильина, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Г.С. Сухобской, Г.И. Щукиной и др.
Объект исследования – успеваемость и учебная мотивация младшего школьника.
Предмет исследования – взаимосвязь успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Цель исследования – проанализировать взаимосвязь успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между успеваемостью и учебной мотивацией мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- 1) Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- 2) Провести экспериментальное исследование взаимосвязи успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста;
- 3) Разработать научно-практические рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения – «СОШ № 10» городского округа город Стерлитамак, учащиеся 3-4 классов, 50 человек. Выборку составляют испытуемые мужского и женского пола в возрасте 9-10 лет.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут представлять большой интерес и для работающих педагогов-психологов в плане диагностики и коррекции успеваемости и учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Также результаты могут быть использованы учителями для прогнозирования и оптимизации обучения школьников. Полученные результаты могут послужить основой для организации профилактической и коррекционно-развивающей работы в рамках психологического сопровождения детей младшего школьного возраста.
Апробация результатов исследования: полученные результаты были апробированы на заседании кафедры психолого-педагогического образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений, приложения.