Воспитательная система образовательного учреждения
План курсовой работы
Введение.
1. Воспитательная система образовательного учреждения: сущность и основные компоненты.
- 1.1. Понятие «воспитательная система».
- 1.2. Основные компоненты системы воспитания.
- 1.3. Развитие воспитательной системы.
Выводы по первой главе.
2. Принципы технологии моделирования и построения воспитательной системы.
- 2.1. Методика разработки концепции воспитательной системы.
- 2.2. Методика создания воспитательной системы.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Характерным признаком современного образования – это возрождение воспитательной проблематики. В конце ХХ века российское общество остро осознало глобальный кризис, который охватил в своем масштабе не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и в том числе самого человека - его сознание, чувства, поведение и поступки.
Сознание молодого поколения, несомненно, подвержено всем этим противоречиям и сомнениям. Вследствие, снижается роль моральных норм и критериев, идет перестройка сложившихся нравственных ценностей, это ведет за собой обесценивание человеческой жизни, рост преступности, сиротства, сексуального насилия, резкое материальное расслоение граждан.
Новые исторические условия выдвигают новые проблемы, а главное важность и необходимость их решения, которых стали очевидными и необходимыми в воспитательной работе.
Из многочисленных проблем можно отметить несколько основных:
- 1. Радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей.
- 2. Отсутствие высоких принципов и мировоззрения.
- 3. Негативное отношение к общественно деятельности.
- 4. Равнодушие к нормам и правилам поведения в обществе.
Тяжелые и негативные социальные условия толкают подростков на преступления. Криминализация молодежной среды, наркомания, алкоголизм – это одна из глобальных проблем в современной реальности. Образовательные учреждения остаются одним их эффективным институтом воспитания молодого поколения.
В современном молниеносно меняющемся мире, неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции - интеграция и дезинтеграция. В результате чего постоянно возникают разного рода противоречия. В тоже время распадаются целостные образования, разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Педагогической действительности тоже свойственны эти тенденции, в которых формируется и развивается современный человек, как индивидуальность и определенный тип личности. В педагогической действительности эти тенденции проявляются при целенаправленном воспитании и в стихийно протекающих процессах социализации.
В современной педагогической действительности воспитательные системы являются как декларируемые, так и реально существующие –это феномен, порождаемый этими противоречиями. Вследствие, они становятся объектом пристального внимания ученых и практиков.
Любая воспитательная система выступает единством не только общего и особенного. Но так же и единичного - того специфического, что свойственно только конкретному учреждению с определенным составом педагогов и учащихся и окружающей их средой. Существует множество путей развития воспитательной системы. Это определяется ее внутренними свойствами.
Моделируя воспитательную систему, помечая в неё многообразие элементов, а так же их связей, альтернативные пути ее развития, важно определить главное: что будет определять ее лицо и послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы.
Таким главным в воспитательной системе должна стать концепция как комплекс основных педагогических идей, вложенных в основу системы, а так же целей, ради которых она создается.
В данной курсовой работе актуальность темы состоит в том, чтобы раскрыть понятие “воспитательная система” в современной педагогике, ее компоненты, виды и проблемы.
Целью данной курсовой работы является изучение основы построения и моделирования воспитательной системы обучающего учреждения, выявление ее особенностей.
В соответствие с поставленной целью необходимо решить определенные задачи:
- - познакомиться с понятием “воспитательная система”;
- - изучить ее компоненты, структуры;
- - узнать ее историю развития;
- - изучить методику и технологию создания воспитательной системы школы;
- - изучить методику разработки концепции воспитательной системы.
Объект: воспитательные системы и их развитие.
Предмет: технология создания воспитательной системы, разработка её концепции.