Воспитание волевых качеств на уроках физической культуры

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.

  • 1.1. Волевые качества в структуре личности.
  • 1.2. Условия воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.
  • 1.3. Формы и методы воспитания волевых качеств на уроках физкультуры.

2. Исследование воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.

  • 2.1. Диагностика уровня воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.
  • 2.2. Исследование эффективных условий воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.
  • 2.3. Анализ уровня воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

В теории и методике физического воспитания принцип индивидуализации предполагает учет возрастных, половых, физиологических, физических и индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательной деятельности.

Решение проблемы системного подхода к развитию индивидуальности и развития волевых качеств особенно актуально в сфере физической культуры учащихся предъявляющей специфические требования.

В работах по теории и методике физического воспитания детей школьного возраста отмечается, что активные занятия разнообразными физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми способствуют формирование у детей жизненно важных физических и волевых качеств. Воспитания положительных волевых черт личности, активности, самостоятельности в процессе занятий физической культурой четко сформулирована в программе по физической культуре. Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения.

Волевые качества - это совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

Воля - это сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усиления.

Личность с помощью воли осуществляет регуляцию и саморегуля¬цию активности. Регуляция - это функция воли, которая проявляется как усиление или как торможение побуждений, переживаний, рассуж¬дений, действий. Торможение двигательной активности дается детям с трудом. Оно развивается от упражнения. Чем чаще ребенок упраж¬няется в торможении, тем легче оно образуется. Но непрерывное торможение вредно: бесконечные запрещения делают ребенка робким, несамостоятельным.

В школьном возрасте под влиянием воспитания развиваются процессы внутреннего торможения, и ребенок становится способным к целевой деятельности.

Развивающиеся у детей процессы торможения помогают им в различных случаях преодолевать свои жела¬ния. Но все эти стороны волевого процесса развиты слабо, неустой¬чивы. Ребенок часто отвлекается и меняет цели своей деятельности. Чтобы преодолеть трудности, ему необходима поддержка, помощь вос¬питателя, учителя, родителей. Постепенно волевые действия усложняются, детям становят¬ся доступны все более сложные цели, появляется представление о результатах своей деятельности, своих действий.

Таким образом, воля школьника проявляется в самостоятельности, выражающейся в произвольных движениях, в способности ставить перед собой неслож¬ные цели, в стремлении их выполнить, т. е. довести дело до конца, в умении преодолевать некоторые трудности.

В младшем школьном возрасте дети получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение и другие, которые дают возможность для формирования нравственно-долевых качеств детей. Под воздействием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное раз¬витие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости за¬мысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это сви¬детельствует о слабой сформированности волевых черт характера у школьников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки. Учитывая эту особенность детей, учитель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, со¬средоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этой цели интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет фор¬мировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с труд¬ностями, обращает на это внимание, когда оценивают результаты труда, деятельности на занятиях.

Важным волевым качеством является смелость, ко¬торая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять ини¬циативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сюжетно-ролевой игре. Таким образом, тема нашего исследования «воспитание волевых качеств на уроках физической культуры»

Проблема: каковы наиболее эффективные условия повышения уровня воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.

Цель исследования: выявление и экспериментальное подтверждение условий воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.

Объект исследования: Процесс создания условий для воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.

Предмет исследования: Условия воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования: Воспитание волевых качеств на уроках физической культуры будут осуществлены, если:

  • - будет учитываться исходный уровень воспитания волевых качеств;
  • - будут организованы специальные условия на уроках физической культуры по воспитанию волевых качеств подростков;
  • - педагог будет морально поддерживать учащихся на уроках физической культуры во время выполнения упражнений на воспитание волевых качеств.

Задачи исследования:

  • - Раскрыть и охарактеризовать педагогические условия воспитания волевых качеств на уроках физической культуры.
  • - Разработать комплекс специальных условий -подбор упражнений с применением методов, направленных на воспитание волевых качеств на уроках физической культуры.
  • - Экспериментально проверить и обосновать эффективность специальных условий.

Методы исследования:

  • 1. Метод теоретического анализа и синтеза.
  • 2. Метод конкретизации и обобщения.
  • 3. Педагогический эксперимент.
  • 4. Тестирование.
  • 5. Методы математической обработки результатов.