Воспитание положительных качеств личности ученика с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы воспитания положительных качеств личности у обучающихся с нарушениями интеллекта.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Психологическая структура личности обучающихся с нарушениями интеллекта.

Выводы по главе 1.

2. Методические особенности воспитания положительных качеств личности обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.

  • 2.1. Особенности воспитания личности в процессе трудового воспитания.
  • 2.2. Методы и приёмы коррекционной работы по воспитанию положительных качеств личности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек, как личность формируется не путём простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизиологических задатков.

Развитие личности детей с нарушением интеллекта, воспитание у них положительных черт характера – одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы. Решение этой проблемы обеспечивает подготовку её воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.

Развитие личности умственно отсталого ребёнка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Но в силу интеллектуальной неполноценности, оно происходит в своеобразных условиях.

Эффективным средством развития положительных качеств личности обучающихся с нарушением интеллекта являются в условиях специальной (коррекционной) школы являются уроки трудового обучения.

Правильно созданные условия, формы и содержание уроков трудового обучения способны обеспечить обучающемуся освоение в соответствии с его возможностями трудовыми умениями и навыками.

Именно посредством уроков трудового обучения осуществляется формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Проблемой формирования личности ребёнка с нарушениями интеллекта занимались такие известные педагоги и психологи, как Л. С.Выготский, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, М. С. Певзнер, Л. В. Занков, С. Я. Рубинштейн и другие.

Роль уроков труда в воспитании детей с нарушением интеллекта и их коррекционно-развивающее значение освещали в своих трудах И. В. Вопилова, А. А. Гнатюк, Г. М. Дульнев, В. П. Кащенко, В. М. Мозговой, С. Я. Рубинштейн, А. И. Чуркина, В. А. Шинкаренко, В. Ф. Мачихина и др.

Цель исследования – теоретически изучить проблему воспитания положительных качеств личности обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.

Задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Рассмотреть психологическую структуру личности обучающихся с нарушениями интеллекта;
  • 3. Охарактеризовать собенности воспитания личности в процессе трудового воспитания;
  • 4. Обосновать методы и приёмы коррекционной работы по воспитанию положительных качеств личности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.

Объектом исследования является процесс воспитания положительных качеств личности обучающихся с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования - положительные качества личности обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 32 страниц.