Внешкольное образование - уникальная культурно-просветительная практика в России во второй половине XIX - начале XX вв.

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы внешкольного образования в общественном развитии в России во второй половине XIX - начале XX вв.

  • 1.1. Понятие внешкольного образования уникальная культурно-просветительная практика.
  • 1.2. Внешкольное образование уникальная культурно - просветительная деятельность в историко-культурных исследованиях.

2. Особенности внешкольного образования в России во второй половине XIX - начале XX вв.

  • 2.1. Изменения в структуре и содержании внешкольного образования в I905-I9I7 гг.
  • 2.2. Организация и содержание образования взрослых - центральные вопросы идеологической борьбы в области внешкольной работы.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность темы доступности внешкольного образования – уникальная культурно-просветительная практика в России во второй половине XIX – начале XX вв. совершенно очевидна, так как в отечественной истории педагогики термином «Внешкольное образование» принято обозначать (с конца 19 в.) развившуюся во второй половине XIX-начале XX вв.. просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных вопросов населения. Тем самым это помогло развить разнообразные индивидуальные потребности детей и подростков в духовном, интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, организации их свободного времени и отдыха.

Если рассматривать исторические предпосылки появления и внешкольного образования в России, то изучая исторические источники можно прийти к выводу, что оно получило своё рождение в эпоху формирования российского просвещения в ХVIII веке.

Появляются первые произведения писателей - гуманистов, делает первые шаги философская и педагогическая общественная мысль.

Ещё Пётр I способствовал престижу и ценности обучения для молодёжи всех сословий. С 1755 года в Российской империи стали появляться первые общеобразовательные школы, гимназии, первый Университет (МГУ).

Что касается ситуации в России в середине ХIХ века, то это время общего кризиса.

В это время актуальна проблема формирования гражданской культуры и самосознания во всех слоях общества. Необходимо было задуматься о населении, которое в силу тяжёлых социальных и экономических условий было неграмотно и не умело читать, и писать.

Остро стоял вопрос обучения грамоте и расширения просветительской деятельности среди рабочих и крестьян.

Во второй половине ХIХ века в связи с появлением новых технологий и быстрым темпом развития промышленности требовались образованные, грамотные кадры с начальными научными знаниями, умеющие мыслить и принимать решения в рамках своей компетентности.

В связи с появлением этих запросов общества появляется система образования, выведенная за рамки официальной школьной системы.

Эта система в наше время активно развивается и совершенствуется.

Цель исследования: изучение развития внешкольного образования – уникальной культурно-просветительной практики в России во второй половине XIX – начале XX вв.

Задачи исследования: Выявить основы и изучить особенности внешкольного образования – уникальной культурно-просветительной практики в России во второй половине XIX – начале XX вв.

Методы исследования. Исследование основывается на следующих общенаучных методах: описание, анализ и обобщение литературы, синтез полученной информации, систематизация, изучение архивов и научных статей.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя: введение, 2 главы основной части, состоящие из 4 подразделов, которые решают поставленные мною задачи, а также заключение и список литературы.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо последовательно решить взаимосвязанную совокупность задач, соответствующих содержанию курсовой работы:

  • - найти литературу по теме проекта,
  • - провести теоретический анализ данной литературы,
  • - выделить школы и направления практики внешкольного образования в России,
  • - провести анализ деятельности объединений, работающих в сфере данной проблематики.

Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей таких как П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, К.Н. Вентцель, Б.В. Всесвятский, А.У. Зеленко, П.Ф.Каптерев, Н.А.Корф, Н.К.Крупская. П.Ф.Лесгафт, А.В. Луначарский А.С. Макаренко, Е.Н. Медынский, Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов, В.Я. Стоюнин, В.Н. Сорока-Росинский, А.А. Фортунатов, В.И.Чарнолуский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский.