Влияние семейных отношений на психологическое здоровье детей
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты влияния семейных отношений на психологическое развитие детей.
- 1.1. Психологическое здоровье в семье: понятие, показатели оценки, стили общения в семье, типы взаимоотношений.
- 1.2. Факторы, определяющие психологическое здоровье детей в семье.
2. Анализ взаимосвязей показателей психологического здоровья семей с показателями психологического здоровья детей.
- 2.1. Методики диагностики психологического здоровья семьи и детей: характеристика, основные показатели.
- 2.2. Анализ результатов психологического здоровья семьи и детей.
- 2.3. Результаты сравнительного анализа, полученные на выборках детей, воспитывающихся в семьях с разным уровнем психологического здоровья.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
На становление личности ребенка оказывает большое влияние характер отношений внутри семьи, нравственно - психологический климат. А детский возраст характеризуется большой зависимостью от окружающей среды, прежде всего, от его родителей. Как показывают психолого-педагогические исследования, особое влияние на маленького ребенка оказывает семейный круг общения, в который входят родители, братья, сестры и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность ребенка быть защищенным, любимым. И если ребенок воспитывается в семье, где его понимают и поддерживают, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.
В нормальной благополучной семье ребенок окружен заботой и вниманием взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди таких детей, встречается весьма высокий риск психических заболеваний, в том числе неврозов.
Поэтому родителям с первых дней жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение.
В детстве психологическое здоровье отражает тенденции формирования личности и связано с особенностями супружеских отношений родителей.
Роль семейной среды проявляется в развитии способности ребенка справляться с трудностями самостоятельно, не прибегая к защитным способам поведения. Жизнестойкость как конструктивное качество личности обнаруживается во включенности в различные социальные группы и сферы деятельности, в способности контролировать события своей жизни и принимать вызовы жизни для исследования своих возрастающих возможностей. Все вышесказанное отражает актуальность данной курсовой работы.
Кроме того, анализ проведенного мною исследования позволит изучить влияние семейных отношений на психологическое здоровье ребенка, в частности на его показатели, такие как субъективное благополучие, уровень тревожности, жизнестойкость, самооценку и акцентуацию характера.
Цель курсовой работы - изучение влияния семейных отношений на психологическое здоровье ребенка.
Из данной цели следуют такие частные задачи, как:
- - рассмотрение теоретических основы психологического здоровья, в частности: стили общения в семье, типы взаимоотношений;
- - определение основных факторов и критериев, определяющие психологическое здоровье детей в семье;
- - изучить основные методики диагностики психологического здоровья семьи и детей;
- - провести исследование по методикам и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования. Психологическое здоровье детей взаимосвязано с особенностями супружеских и детско-родительских отношений родителей. Благоприятная семейная ситуация способствует формированию психологического здоровья, в том числе более высокого уровня субъективного благополучия, по сравнению с детьми, семейная ситуация которых отнесена к неблагоприятной.
Объектом исследования является психологическое здоровье детей как социально-психологическая характеристика детей.
Предметом исследования является психологическое здоровье семьи как фактор психологического здоровья ребенка.
Методология данной работы: комплексный анализ основных принципы отечественной психологии, такие как детерминизм; единство теории, эксперимент и практика. В основу общей методологии данного исследования положены мировоззренческие позиции Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности личности ребенка; концепция саморегуляции личности Б.С. Братуся; социально-психологическая концепция общения А.А. Бодалева. Специальная методология представлена концепциями субъективного благополучия Э. Динера, концепцией тревожности Ч.Д. Спилбергера, типологией акцентуаций характера Г. Леонгарда, концепцией жизнестойкости С. Мадди и т.д.
Методами исследования курсовой работы являются: метод теоретического анализа; эмпирические методы - опрос, наблюдение, тестирование; методы обработки данных - методы количественного и качественного анализа.
Практическая значимость работы. Подобранные мною методики представляют практический интерес, так как надежный диагностический инструмент реализует целостный подход к развитию здоровой личности ребенка, учитывает условия семейной ситуации развития. Полученные данные могут быть включены в работу школьного психолога, имеющего прямые контакты с учащимися и их родителями.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.