Влияние музыкального оформления урока историко-бытового танца на развитие музыкального вкуса у учащихся детской школы искусств
План курсовой работы
Введение.
1. Развитие музыкального вкуса у учащихся ДШИ средствами хореографического искусства.
- 1.1. Понятие музыкального вкуса и способы его развития у учащихся ДШИ.
- 1.2. Музыкально-эстетическое развитие учащихся ДШИ на уроках хореографии.
2. Историко-бытовой танец в системе художественного воспитания учащихся ДШИ.
- 2.1. Дисциплина «Историко-бытовой танец» и её влияние на художественно-эстетическое развитие у учащихся ДШИ.
- 2.2. Развитие музыкального вкуса учащихся ДШИ на уроках историко-бытового танца.
Заключение.
Введение
Актуальность темы исследования. Вопрос художественного и эстетического воспитания детей и молодежи, сегодня стоит как никогда остро, что формирует актуальность его исследования и изучения. Приоритетной задачей системы образования в Российской Федерации является развитие и воспитание высоконравственной личности, обладающей знаниями и способностями, разделяющей установленные и общепринятые духовные ценности, также способные реализовывать свой собственный потенциал в условиях современности.
Дополнительное образование является сегодня надежным партнером в достижении целей и задач, поставленных системой образования Российской Федерации. Дополнительное образование детей требует к себе максимального внимания, поиска актуальных форм и новых методов в художественно-эстетическом воспитании и развитии духовно-нравственной личности, основываясь на художественных ценностях.
Эстетическое воспитание детей в современном мире предполагает приобщение к культуре, художественному творчеству наравне с общим образованием. У разных детей в наше время уровень эстетической воспитанности, в зависимости от условий жизни и воспитания, часто неодинаков и педагоги, в общем процессе воспитания, стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. [Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» научн. статья Кириллова Екатерина Ивановна ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Россия, Чебоксары Аспирант педагогических наук Специалист по учебно-методической работе кафедры живописи]
Эстетическому воспитанию детей и молодежи, сегодня придаётся весомое значение. Различные образовательные организации включают образовательные программы направленные на эстетическое, духовно-нравственное и духовное воспитание личности учащегося, которое заключает в себе не только работу, на уроке, но и самообразование и саморазвитие. Данный вопрос освещается учеными достаточно широко, однако постоянно изменяющиеся социально-экономические факторы требуют пересмотра некоторых теоретических и практических аспектов.
Важнейшим аспектом эстетического воспитания, является художественное воспитание, при котором в качестве воспитательного воздействия используют средства искусства. Искусство – особенно сильное средство эстетического воспитания детей и подростков. Оно побуждает ребёнка пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на окружающий его мир. Обучение в детских школах искусств, получение дополнительного образования в сфере культуры и дает возможность каждому ребенку ощутить и раскрыть свой творческий потенциал, сформировать умение чувствовать на более тонком уровне различные виды искусства, познавать свои способности и умения, формировать эстетический вкус.
Одними из важных составляющих эстетического воспитания детей являются художественное и музыкальное воспитание, что всецело помогают развить у ребенка педагоги детских школ искусств. Детские школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого человека. Выявляя предварительно потенциал ребенка и интерес к определенному виду искусства, будь то музыкальное искусство, художественное, театральное или хореографическое, педагог того или иного направления, воздействия на ребенка через искусство способен привить и развить у него художественно-эстетические ценности.
В рамках данной работы, рассмотрено хореографическое искусство и, в частности, влияние музыкального оформления урока историко-бытового танца, как способ развития музыкального вкуса у учащихся детской школы искусств. Хореографическое искусство, является синтетическим видом искусства, так как оно накрепко связано с музыкой, движением и художественным замыслом танца.
Таким образом, актуальность данного исследования устанавливает проблему исследования, которая заключается в выявлении роли музыкального оформления уроков историко-бытового танца в детской школе искусств.
Цель исследования: теоретическое обоснование роли музыкального оформления на уроках историко-бытового танца в детской школе искусств. Исследование роли детских школ искусств в эстетическом и художественном воспитании детей и подростков.
Объект исследования: процесс развития музыкального вкуса у детей.
Предмет исследования: специфика музыкального оформления урока историко-бытового танца.
В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования:
- 1. Проанализировать теоретическую базу исследования;
- 2. Изучить теоретические подходы к исследованию эстетического воспитания детей в процессе обучения в детской школе искусств;
- 3. Выявить особую значимость хореографического искусства в воспитании музыкально-эстетического вкуса;
- 4. Рассмотреть сущность понятия «хореографическое искусство» и его вид «историко-бытовой танец»;
- 5. Проанализировать влияние музыкального оформления на уроке историко-бытового танца на развитие музыкального вкуса у учащегося детской школы искусств;
- 6. Подвести итоги исследования.
Методы исследования. В ходе исследовательской работы применялись как теоретические, так и эмпирические методы.
Теоретические: анализ и обобщение литературных источников по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Эмпирические: наблюдение, анализ педагогического опыта.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, психологов, культурологов и специалистов в сфере хореографического и музыкального искусства.
Изучению в области хореографического искусства и, в частности, такого вида, как историко-бытовой танец свои труды посвятили А. М. Асабин, Г. А. Безуглая, И. Э. Бриске, Т. Б. Нарская, В. Ф. Матвеев и др.
Также, вопрос эстетического воспитания в системе современного дополнительного образования в своих трудах освещали Е. А. Дубровская, Т. Г. Козакова, Е. М. Торшилова, В. Н. Шацкая и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении роли музыкального оформления урока историко-бытового танца в формировании музыкального вкуса у учащихся детской школы искусств.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав по два параграфа каждая, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Первая глава раскрывает теоретические аспекты понятия музыкально-эстетического развития на уроках хореографического искусства.
Вторая глава раскрывает понятие историко-бытового танца, его особенности и влияние на развитие музыкального вкуса у учащихся ДШИ.
В заключении подведены итоги курсовой работы.