Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника
План курсовой работы
1. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития ребенка.
- 1.1. Понятие коллектива.
- 1.2. Признаки коллектива.
- 1.3 Структура коллектива.
- 1.4 Ценности коллектива.
2. Развитие детского воспитательного коллектива.
- 2.1. Общая картина развития коллектива.
- 2.2. Стадии развития коллектива.
- 2.3. Особенности развития детского коллектива.
3. Формирование личности в коллективе - ведущая закономерность гуманистического воспитания.
- 3.1. Личность в обществе, группе и коллективе.
- 3.2. Развитие межличностных отношений.
- 3.3. Лидерство в коллективе.
- 3.4. Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность.
4. Психологический климат в коллективе как важнейшее педагогическое условие становления и развития в нем личности воспитанника.
- 4.1. Понятие о психологическом климате.
- 4.2. Влияние психологического климата детского коллектива на личность ребенка.
- 4.3. Формирование психологического климата детского коллектива.
Заключение.
Библиография.
Введение
Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением современной теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация. Но и сейчас коллективное воспитание - одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами. За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей всегда являлось и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек - существо социальное, и начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно не называлось.
Объектом курсовой работы является воспитательный процесс.
Предмет исследования - роль коллектива в формировании и развитии личности ребенка.
Цель курсовой работы - раскрытие закономерностей и особенностей взаимодействия коллектива и личности.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- 1. Теоретическое исследование проблемы воспитываемого коллектива и особенности его развития.
- 2. Раскрытие гуманистической концепции развития личности в коллективе.
- 3. Выделения обоснования отдельных педагогических условий становления и развития личности в коллективе.
Проведенное исследование позволило выделить гипотезу: если в коллективе созданы благоприятные педагогические условия, то воспитательный коллектив становится педагогической базой развития в нем членов коллектива как личностей.
В ходе подготовки курсовой работы использовались методы теоретического исследования, анализ передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование и д.р.