Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника

План курсовой работы

1. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития ребенка.

  • 1.1. Понятие коллектива.
  • 1.2. Признаки коллектива.
  • 1.3 Структура коллектива.
  • 1.4 Ценности коллектива.

2. Развитие детского воспитательного коллектива.

  • 2.1. Общая картина развития коллектива.
  • 2.2. Стадии развития коллектива.
  • 2.3. Особенности развития детского коллектива.

3. Формирование личности в коллективе - ведущая закономерность гуманистического воспитания.

  • 3.1. Личность в обществе, группе и коллективе.
  • 3.2. Развитие межличностных отношений.
  • 3.3. Лидерство в коллективе.
  • 3.4. Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность.

4. Психологический климат в коллективе как важнейшее педагогическое условие становления и развития в нем личности воспитанника.

  • 4.1. Понятие о психологическом климате.
  • 4.2. Влияние психологического климата детского коллектива на личность ребенка.
  • 4.3. Формирование психологического климата детского коллектива.

Заключение.

Библиография.

Введение

Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением современной теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация. Но и сейчас коллективное воспитание - одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами. За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей всегда являлось и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек - существо социальное, и начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно не называлось.

Объектом курсовой работы является воспитательный процесс.

Предмет исследования - роль коллектива в формировании и развитии личности ребенка.

Цель курсовой работы - раскрытие закономерностей и особенностей взаимодействия коллектива и личности.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи исследования:

  • 1. Теоретическое исследование проблемы воспитываемого коллектива и особенности его развития.
  • 2. Раскрытие гуманистической концепции развития личности в коллективе.
  • 3. Выделения обоснования отдельных педагогических условий становления и развития личности в коллективе.

Проведенное исследование позволило выделить гипотезу: если в коллективе созданы благоприятные педагогические условия, то воспитательный коллектив становится педагогической базой развития в нем членов коллектива как личностей.

В ходе подготовки курсовой работы использовались методы теоретического исследования, анализ передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование и д.р.