Влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы влияния игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

  • 1.1. Сущность понятия «интеллект».
  • 1.2. Особенности развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • 1.3. Развивающая игра и ее влияние на интеллектуальное воспитание старшего дошкольника.

Выводы.

2. Опытно-экспериментальная работа влияния игры на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

  • 2.1. Организация и методики исследования.
  • 2.2. Описание и анализ полученных в ходе исследования результатов.

Выводы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность. Игра является ведущей деятельностью детей в дошкольный период их жизни. В процессе игры у ребенка формируются интеллект, психика, коммуникативные навыки. Играя, дети познают окружающий мир, учатся общаться друг с другом и взаимодействовать со взрослыми. В процессе игровой деятельности у ее участников появляется уникальная возможность «придумать» сюжет, распределить роли, договориться о правилах взаимодействия.

Игра дошкольника имеет важнейшую отличительную черту, отличающую ее от других видов деятельности. В процессе игры ребенок усваивает механизмы замещения, которые, по словам Л. С. Выготского, являются «смысловой стороной его поведения». В процессе игровой деятельности в сознании ребенка происходит разрыв от представлений, характеризующих реальную действительность, к образам иррационального плана, порожденным его воображением и полетом мысли. Этот процесс чрезвычайно важен для интеллектуального развития личности молодого человека.

Игры различаются по содержанию, форме и характеристикам – основаниям, позволяющим каждой из них занять свое место в жизни, развитии, образовании и воспитании ребенка.

К настоящему времени в исследовательской литературе достаточно широко представлена проблема изучения интеллектуального развития ребенка.

Разработкой проблемы механизмов интеллектуального развития – высших психических функций – начал заниматься В.М. Вундт, наиболее обстоятельные исследования по теме провели Л.С. Выготский и его последователи: П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, а также Ж. Пиаже и С.Л. Рубинштейн. Проблеме интеллектуального развития посвящены труды Н.С. Антонова, Н.Б. Бабкина, О.Б. Богомоловой, Е.А. Ведеминой, Г.Д. Глейзера, В.А. Гусева, Е.Ж. Жунусова, Т.Г. Зайцева, А.З. Зака.

Проблемы интеллектуального воспитания в психолого-педагогической науке стали изучаться совсем недавно. Концепция интеллектуального воспитания изложена в трудах М.А. Холодной. Исследованием интеллектуального воспитания в процессе целенаправленного обучения личности занимались А. Стаатс, Р. Фейерштейн, К. Фишер; в процессе обучения школьников – О.Н. Артеменко, Л.И. Боженкова, П.Н. Даньшов, В.А. Сухомлинский; в процессе обучения дошкольников – Р.С. Буре, Л.В. Загик, А.В. Запорожец, В.Г. Нечаева, Н.Н. Поддьяков, Ф.А. Сокин.

Несмотря на глубокую изученность как общих, так и частных аспектов интеллектуального развития и воспитания дошкольников, проблема развивающих игр как средства интеллектуального воспитания старших дошкольников в целом еще недостаточно исследована в дошкольной педагогике.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы ВКР: «Влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

Приступая к данной научной работе нами была поставлена следующая цель: изучение влияния игры на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:

  • 1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;
  • 2. Раскрыть сущность понятия «интеллект»;
  • 3. Рассмотреть особенности развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
  • 4. Рассмотреть развивающую игру и ее влияние на интеллектуальное воспитание старшего дошкольника;
  • 5. Раскрыть педагогические и методические условия использования развивающих игр на интеллектуальное развитие старшего дошкольника;
  • 6. Выявить уровень интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью специальных тестовых методик;
  • 7. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию развивающих игр на интеллектуальное развитие старшего дошкольника.

Предмет исследования: развивающая игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников.

Объект исследования: интеллектуальное развитие старших дошкольников.

Гипотеза исследования: использование развивающих игр в воспитательном процессе ДОУ будет способствовать эффективному интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (тестирование, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка).

База исследования: МБДОУ «Хлыстовский детский сад» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось в старших группах №2 и №5.

Теоретическая значимость: состоит в комплексном изучении проблемы, с учетом источников и литературы.

Практическая значимость: обусловлена возможностью использования развивающих игр для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в практике воспитателей и психологами других дошкольных учреждений для проведения психологической диагностики и специальных занятий по интеллектуальному развитию дошкольников.

Структура работы: работа состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы, приложения.