Условия формирования читательских умений младших школьников при изучении народных сказок
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы работы по формированию читательских умений младших школьников при изучении народных сказок.
- 1.1. Происхождение и развитие сказочного жанра.
- 1.2. Классификация и характеристика видов сказок.
- 1.3. Читательские умения: понятие и сущность.
2. Методические аспекты работы по формированию читательских умений младших школьников при изучении народных сказок.
- 2.1. Аналитическая деятельность учащихся как средство формирования читательских умений.
- 2.2. Система уроков, способствующая формированию читательских умений в начальной школе при изучении народных сказок.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Введение
Литературное чтение является одним из главных предметов для изучения в начальной школе. По словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, «чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н.И. Жинкин), развивает у ребенка «дар слова» (К.Д. Ушинский), его «судительные силы» (Ф.И. Буслаев). Чтение, – писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность».
С нашей точки зрения, уроки чтения должны стать уроками исследования литературных произведений, должны учить видеть литературный текст в оттенках, полутонах, самых необычных красках. Неслучайно во многих начальных образовательных учреждениях название предмета «чтение» правомерно заменено на «литературное чтение». Исходя из этого, расширяются целевые задачи: становится явно недостаточным требование к урокам чтения: формировать только умения осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, но следует знакомить учащихся и с литературоведческими понятиями, формировать у них читательские умения.
В современной методической литературе проблема формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения ещё не нашла должного освещения.
Сказки выбраны в качестве опорного материала для основного исследования потому, что на их содержании проще всего начинать формирование читательских умений. Они просты по сюжету: сюжет сказки последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя; «герои сказки – внутренне статичные образы-типы – полностью зависят от своей сюжетной роли, раскрываются в действии; в них максимально используется время как художественный фактор; они обладают предельно ясной композицией, в которой развит принцип повтора и т.д.» Все это позволяет нам начать формирование основ читательских умений именно с изучения сказок как наиболее близких и понятных для детского восприятия.
«За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта и реальные человеческие отношения. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы».
Следует отметить, что народные сказки занимают незначительное место в современных программах начальной школы, хотя они содержат значительный потенциал для развития литературоведческих умений.
Как показывает практика, работа по изучению сказок в современной начальной школе зачастую проходит однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра. Результатом подобной работы является то, что младшие школьники усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу, которую они чаще всего буквально соотносят с реальной действительностью.
Такой подход к преподаванию уроков чтения позволяет нам рассматривать тему исследования «Условия формирования читательских умений младших школьников при изучении народных сказок» как актуальную.
Объект исследования: процесс обучения литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования – условия формирования читательских умений младших школьников при изучении народных сказок.
Цель исследования: выявить условия формирования читательских умений младших школьников при изучении народных сказок.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- 1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
- 2. Обобщить методические рекомендации по обучению младших школьников чтению сказок.
- 3. Разработать систему уроков, способствующую формированию у младших школьников читательских умений при изучении народных сказок.
Выполнению поставленных задач способствуют следующие методы исследования:
- – анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся и процессом овладения читательскими умениями.