Технологии проблемного обучения (преимущества и недостатки) при применении их на уроках в начальной школе
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы технологий проблемного обучения при применении их на уроках в начальной школе.
- 1.1. Понятие технологии проблемного обучения.
- 1.2. Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.
- 1.3. Пути, типы и способы создания проблемных ситуаций на уроке.
2. Экспериментальное исследование эффективности использования проблемных ситуаций на уроках математики в 4-м классе.
- 2.1. Определение уровня сформированности вычислительных навыков учащихся 4-го класса.
- 2.2. Организация уроков математики с использованием проблемных ситуаций.
- 2.3. Анализ итогов работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
В ближайшее время основная задача, которая ценится перед школой – это подготовка к умению адаптироваться в новых условиях жизни, формирование таких качеств как инициативность, предприимчивость, умение приобретать знания в течение всей жизни. Поэтому знаниевый подход в образовании - место компетентностному подходу.
При компетентностном подходе в обучении главным является освоение школьниками умений и навыков, разрешающих им уверенно принимать решения в стандартных и в новых проблемных ситуациях.
Несомненно, одной из основных идей обучения является подготовка школьников, образованных в полном смысле слова. Это означает, что учащиеся в школе должны приобрести такие знания, умения и навыки, которые пригодились бы им для профессиональной, творческой, конструктивной и общественной деятельности.
В новых учебных заведениях педагоги используют в своей работе различные образовательные технологии: традиционные, коммуникативные, игровые, инновационные, проблемные, психологические, деятельностные и т. д.
Обучение, способствующее развитию способностей школьника, является развивающим обучением. Педагогически безошибочно организованное обучение является проблемным.
Именно поэтому в новых школах проблемное обучение получило большее распространение. Проблемное обучение повышает как познавательный интерес школьников, так и их энергичность во всех сферах жизни, формирует умение конструировать творческие учебные задачи, развивает самостоятельность, инициативность, способствует умению преодолевать проблемы в учебе.
Сегодня педагогика и психология доказывают, что успех обучения школьника, его умственного развития достигается главным образом на учебном занятии. Если учитель успешно организовывает «проблемное обучение» на уроке, то эффективность обучения повышается, и умственная деятельность большинства активизируется.
Следует отметить, что большой вклад в изучение проблемного и развивающего обучения внесли такие психологи и педагоги, как И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Ю. К. Бабанский, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская.
Исходя из вышеизложенного, делается понятным, насколько актуальна тема данного исследования.
Объект исследования: проблемное обучение в начальной школе.
Предмет исследования: технологии проблемного обучения при применении их на уроках в начальной школе.
Цель исследования: определить достоинства и недостатки технологий проблемного обучения в младших классах.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проблемное обучение является эффективным в развитии познавательной деятельности учащихся младших классов.
Задачи исследования:
- - исследовать теоретические основы технологий проблемного обучения при применении их в младших классах;
- - выявить эффективность системы проблемных ситуаций в обучении младших школьников на уроке;
- - провести анализ итогов работы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической литературы, диагностика, формирующий эксперимент, сравнение.