Сущность и особенности социально-психологических программ по работе с неблагополучными семьями
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с неблагополучными семьями.
- 1.1. Проблема неблагополучных семей в современной психолого-педагогической литературе.
- 1.2. Правовые основы социальной работы с семьей.
Выводы.
2. Социально-психологические технологии и подходы в работе с неблагополучными семьями.
- 2.1. Сущность технологий работы социального педагога.
- 2.2. Методика и этапы работы социального педагога с неблагополучными семьями.
Выводы.
Заключение.
Практические рекомендации.
Литература.
Приложения.
Введение
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в условиях неоднозначных социальных процессов, происходящих в России на современном историческом этапе, особенно остро встает проблема неблагополучных семей. Семья в современных условиях нуждается в социальной поддержке, которую может оказать служба социальной помощи и социальный педагог школы. Цель его работы - создание благоприятных условий в семье для личностного развития ребёнка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения Рё навыки, воспринимает ценности Рё идеалы, необходимые ему для Р¶РёР·РЅРё РІ обществе. Рменно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, Рє которым относятся: - физиологические потребности (РІРѕ СЃРЅРµ, отдыхе, питании Рё С‚.Рї.); потребность РІ безопасности («крыша над головой», социальная Рё материальная защищенность Рё С‚.Рї.); потребность РІ любви Рё уважении. Каждая семья является уникальной социальной системой, РіРґРµ несовершеннолетний усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, РЅРѕСЂРјС‹, поведенческие стереотипы; здесь формируется эмоциональная интимная сфера его РїСЃРёС…РёРєРё. Дефекты семейного воспитания трудно исправимы. Однако далеко РЅРµ всегда семья выполняет жизненно важные для развития Рё социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». Рљ данной категории семей обычно относят: семьи СЃ РЅРёР·РєРёРј материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ Р¶РёР·РЅРё; семьи, РІ которых нарушены детско-родительские отношения (С‚.Рµ. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие Рё С‚.Рї.). Титаренко Р’.РЇ. Семья Рё формирование личности. - Рњ., 1987. РЎ. 197-198.
Насилие как испытанное, так и наблюдаемое несовершеннолетним в семье стимулирует психические нарушения и способствует зарождению и развитию девиантного поведения в форме насилия по отношению к другим.
По данным сайта http://infoart.iip.net на октябрь 2003 года в Московской области на учете в органах внутренних дел состоят 15 тыс. подростков, из них 35% проживают в неблагополучных семьях.
Сравнительный анализ проведенных исследований волгоградских ученых ВГСПУ в Волгоградском регионе констатирует факт насилия несовершеннолетних со стороны своих родителей в семье. Почти половина учащихся, 44,7 % указывает, что в детстве их били родители, из них 13,7 % в форме легкого наказания (пощечина). Особенно тревожными выглядят высказывания несовершеннолетних о тяжелых формах наказания (удар кулаком, пинки, избиения предметами) и истязания (были избиты, их поколотили). Так 7,3 % волгоградских учащихся признаются, что в детстве их тяжело наказывали, 23,7 % опрошенных несовершеннолетних в Волгограде указывают, что над ними издевались в детстве. Кроме того, насильственный подход к разрешению межличностных конфликтов, корыстолюбие, нетерпимость и негативизм к мнению других, тесно взаимосвязаны со стилем семейного воспитания (С.Б.Думов, Условия и причины возникновения насилия как формы проявления девиантности среди несовершеннолетних.
Какими Р±С‹ факторами РЅРё было обусловлено неблагополучие семьи, РѕРЅРѕ РІ той или РёРЅРѕР№ степени негативно сказывается РЅР° развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих Сѓ детей РІ процессе социализации, имеет РєРѕСЂРЅРё именно РІ неблагополучии семьи. Поэтому РѕРґРЅРѕР№ РёР· обязательных составляющих работы социального педагога СЃ детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа СЃ РёС… семьями. Решать проблемы ребенка, РЅРµ решая РїСЂРё этом проблем семьи, невозможно Рё РЅРµ имеет смысла. Семьи СЃ асоциальной направленностью нередко остаются Р·Р° пределами семейных психолого-педагогических служб (Ганишина Р. РЎ., Ушатиков Рђ. Р., Ушакова Рћ.Рђ.).
Оказание своевременной Рё действенной помощи неблагополучным семьям РІ решении социально - педагогических проблем, требует комплексного систематизированного РїРѕРґС…РѕРґР°, поэтому социальному педагогу необходимо понимать суть проблемы, Р° также изучать Рё осваивать новые технологии РІ работе СЃ данной категорией семей. Рспользование социально-педагогических технологий РІ работе СЃ неблагополучными семьями позволяет специалисту значительно легче освоить профессиональную специфику РІ данной конкретной области практической деятельности Рё более эффективно выполнять СЃРІРѕРё функции.
Принимая во внимание всё выше сказанное, темой курсовой работы выбрана: «Сущность и особенности социально-психологических программ по работе с неблагополучными семьями».
Объект исследования: Социально – психологические технологии в работе с неблагополучными семьями.
Предмет исследования: социально-психологические программы работы с неблагополучной семьёй.
Цель исследования: Определить потенциальные возможности социально - психологических программ разного уровня в работе с неблагополучными семьями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- 1. Рассмотреть теоретические аспекты семейного неблагополучия;
- 2. Рзучить оптимальные технологии разного СѓСЂРѕРІРЅСЏ РІ работе СЃ неблагополучной семьёй;
- 3. Определить потенциальные возможности социально-психологических программ как локальной технологии в работе с педагогически несостоятельными семьями.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование социально-психологических программ работы социального педагога с неблагополучными семьями позволит сократить негативные проявления со стороны родителей к детям, снизить насилие по отношению к несовершеннолетним.
Теоретико-методологической РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ являются идеи таких ученых, как Р®.Рџ. Азарова, Рњ.Р. Буянова, Р•.Рњ. Волковой, Р.Р’. Ганишиной Р. РЎ., Ушатиков Рђ. Р., Ушакоойа Рћ.Рђ., Гребенникова, Р.Р¤. Дементьевой Рё РґСЂ. Рсследователи Рђ.Р•. Личко, РЎ.Р“. Саготовская описывали типы родительских отношений Рє детям. Рђ.Р. Антонов, Рђ.РЇ. Варга, РЎ.Р‘.Думов, Р’.Рњ. Целуйко - изучали детско-родительские отношения, РёС… влияние РЅР° развитие ребенка, РЅР° его дальнейшее отношение Рє окружающему РјРёСЂСѓ.тревожности РЅР° результативность учебной деятельности.
В ходе решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:
- - теоретический, заключающийся в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- - эмпирические, заключающийся в подборе социально-педагогических технологий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной социально-педагогической науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного работы социального педагога с неблагополучными семьями.