Суицидальная мотивация в подростковом возрасте
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретический анализ проблемы суицидальной мотивации в подростковом возрасте.
- 1.1. Психологический смысл понятия «суицид».
- 1.2. Типология суицидов.
- 1.3. Мотивы и причины возникновения суицидального поведения.
- 1.4. Возрастные особенности суицидального поведения подростков.
2. Экспериментальное исследование проблемы суицидальной мотивации в подростковом возрасте.
- 2.1. Организация экспериментального исследования.
- 2.2. Анализ экспериментального исследования.
- 2.3. Рекомендации по профилактике суицидальных наклонностей в подростковом возрасте.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение А.
Приложение Б.
Приложение В.
Введение
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии. Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что “есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства.
В психологии и медицине суицид стал исследоваться начиная с XIX в., когда появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме.
Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема подросткового суицида в последнее время превратилась в одну из острых и первостепенных проблем нашего общества. Постоянно происходящие в обществе неблагоприятные политические и социально-экономические события увеличивают чувство страха и неуверенности в будущем каждого человека. По сей день причины и факторы, толкающие подростка к самоубийству, глубоко изучаются.
Так в последние десятилетия рост самоубийств в детском и подростковом возрастах внушает серьезные опасения медиков и общественности. По данным ВОЗ, суициды среди лиц в возрасте 15-24 лет за последние 15 лет возросли в 2 раза, среди причин смертности во многих экономически развитых странах они занимают 2-3-е место.
В 2022 году в Оренбуржье 13 подростков покончили с собой. Также в отчете Уполномоченного по правам ребёнка в регионе Анжелики Линьковой отмечается рост количества попыток суицида. Если в 2021 году был зарегистрирован 81 случай, то уже в прошлом году этот показатель вырос до 93, то есть на 17%.
Чаще всего причины уйти из жизни нельзя отнести к значительным. Обычно это происходит из-за ссор и недопонимания в семье, сложности в учёбе, неразделённые чувства и ссор с друзьями.
В России за последнее десятилетие частота суицидов среди подростков выросла в 3 раза. [Росстат, 2004 год].
Суицид - противоестественный шаг, решение на который складывается не одномоментно. Переход от мыслей, которые бывают у многих из нас, к суицидальному поведению зависит от нарушения баланса между факторами ЗА жизнь и ПРОТИВ. С одной стороны, душевная боль, нарушенные контакты с окружающими, а с другой – страх смерти и стремление к жизни.
Цель исследования: изучить проблему суицидальной мотивации в подростковом возрасте.
Объект исследования: суицид в подростковом возрасте.
Предмет исследования: мотивация суицидального поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что подростки склонны к инструментальной мотивации суицидального поведения с целью привлечения внимания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме суицидальной мотивации у подростков.
- 2. Уточнить содержательную характеристику понятия «суицид».
- 3. Изучить типологические особенности суицидов.
- 4. Определить мотивы суицидального поведения у подростков.
- 5. Провести экспериментальное исследование проблемы суицидальной мотивации в подростковом возрасте.
- 6. Разработать рекомендации по профилактике суицидальных наклонностей в подростковом возрасте.
База исследования – Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №1 г. Орска». В исследовании принимали участие 32 обучающихся 7 класса.
В исследовании использовались теоретические методы (анализ психо-лого-педагогической литературы), эмпирические методы (тестирование, опрос).