Страноведческие тексты как средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе.

  • 1.1. Понятие социокультурной компетенуии, ее роль в процессе обучения иностранному языку.

2. Использование страноведческого материала на уроках английского языка.

  • 2.1. Характеристика страноведческого текста, критерии отбора.
  • 2.2. Анализ УМК "FORWARD" на наличие в содержании страноведческих текстов.
  • 2.3. Комплекс текстов для работы на уроке.

Приложение.

Введение

На сегодняшний день в современном мире, когда международная и межкультурная интеграция имеют такое высокое значение, знание иностранных языков имеет приоритетную роль в формировании социально адаптированного, открытого к взаимодействию и диалогу культур человека.

В связи с этим в рамках языкового образования глобальной целью является развитие широких взглядов, осознания различности и вместе с тем общности мировых культур как общечеловеческой ценности. Данные способности развиваются посредством погружения в аутентичную либо искусственную иноязычную среду, создания условий для стимулирования межкультурной коммуникации и знакомства актуальными реалиями страны изучаемого языка. В результате формируется ряд необходимых компетенций, среди которых социокультурная компетенция имеет решающее значение.

Социокультурная компетентность многоаспектна. В виду этого методисты и педагоги по всему миру постоянно находятся в поисках эффективных методов, приемов и средств её формирования. В соответствии с требованиями образовательного стандарта к содержанию обучения высокое внимание должно уделяться материалам, составляющим основу учебной программы.

То обстоятельство, что созданные носителями языка материалы являются наиболее качественным средством обучения ИЯ, является установленным фактом. Они наиболее точно отражают окружающую действительность и ментальность в стране изучаемого языка.

Именно по этой причине актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения таких источников в содержание учебно-методических комплексов, а в частности страноведческих текстов как способа получения достоверной информации о реалиях иноязычной культуры, её вербальном и невербальном аспектах, историческом и социально-психологическом наполнении.

Объектом исследования является процесс формирования социокультурной компетенции.

В качестве предмета исследования выступают страноведческие тексты как средство её развития у учащихся начальной школы.

Цель работы – рассмотреть важность роли использования страноведческих текстов как значимого средства при обучении ИЯ и формирования социокультурной компетенции.

Для проведения исследования были определены следующие задачи:

  • - рассмотреть сущность социокультурной компетенции и её роль в процессе изучения ИЯ;
  • - изучить программные требования к уровню сформированности социокультурной компетенции у младших школьников;
  • - дать возрастную и психологическую характеристику учащихся начальных классов;
  • - дать характеристику эффективности использования страноведческих текстов при обучении ИЯ;
  • - описать критерии отбора страноведческих текстов как средства формирования социокультурной компетенции для работы на уроке в начальной школе;
  • - провести анализ УМК «Forward» для 4 класса на наличие таких материалов;
  • - создать комплект страноведческих текстов к УМК «Forward».

В работе использовались следующие методы:

  • - изучение и анализ психолого-педагогических и методических источников по теме исследования;
  • - изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическую основу исследования составляют положения, разработанные исследователями:

  • 1. Теория и практика обучения ИЯ в рамках коммуникативного подхода (Г. В. Рогова, А. Н. Щукин);
  • 2. Идеи и закономерности организации процесса обучения основным видам иноязычной речевой деятельности (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез).

Практическая значимость работы определяется актуальностью исследования и заключается в возможности использования результатов исследования при разработке УМК, рабочих программ дополнительных курсов с их последующей реализацией. Также возможно использование полученных результатов исследования при создании методических разработок для учителей ИЯ в средней общеобразовательной школе.

Структура работы определяется поставленными целью и задачами и представлена введением, двумя главами теоретического характера, заключением и списком использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и задачи.

Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов связанных с выявлением сущности, функций и роли формирования социокультурной компетенции в обучении младших школьников, в том числе описание требований к уровню её сформированности на данном возрастном этапе.

Вторая глава представляет собой практический анализ учебно-методического комплекса «Forward» для 4 класса, где проводится оценка и переосмысление материала в соответствии с основными методическими критериями отбора, а также предложение комплекта страноведческих текстов, способствующих эффективному развитию у учащихся социокультурной компетенции.

Список использованных источников содержит список использованной литературы по проблематике исследования.