Специфика нарушений речи при сенсорной и моторной алалии

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы специфики речи у детей с алалией.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения речи при сенсорной и моторной алалии.
  • 1.2. Алалия как клиническая форма нарушения речи у детей.

Выводы по главе 1.

2. Изучение речевого развития у детей с алалией.

  • 2.1. Особенности речи у детей – алаликов.
  • 2.2. Специфика методов и приёмов обследования детей с алалией.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Голос, речь, слух представляют единую функциональную систему, которая имеет огромное значение не только для общения людей, но и для культурного развития всего человечества. Это функциональное единство четко проявляется при рассмотрении развития голоса, речи и слуха в онтогенетическом аспекте.

Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно организованный и полимодальный по своему строению речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

К расстройствам речи относят нарушения функций её восприятия и образования. Их причины: анатомические дефекты периферического речевого аппарата, нарушения его иннервации, а также органические и функциональные изменения некоторых отделов центральной нервной системы, обеспечивающих речевую деятельность. Расстройства образования речи проявляются в нарушениях синтаксической структуры фраз, в изменениях словаря, звукового состава, методики, темпа и плавности речи.

При классификации речевых расстройств учитывают основные их проявления, сопутствующие неврологические симптомы, характер анатомических изменений речевого аппарата. Нарушения процессов анализа и синтеза сообщений и нарушения речевой памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга, относят к группе афазии. Аналогичные поражения центральной нервной системы у детей, возникшие до освоения ими речи, приводят к алалии.

В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема изучения речи таких детей.

Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет. Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2 %. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1 % населения. Авторы подчеркивают, что у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема остаётся актуальной до сегодняшнего дня.

В процессе развития речи дети с алалией испытывают определённые трудности: накопление словаря идёт очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: "мальчик горка санках катается" – мальчик катается на санках с горки. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которая окружающим не понятна, например: "ляля киля гиля" – девочка катается на лыжах.

Такие дети молчаливы, оживляются, услышав слова: мама, дом и др. Вообще, лексико-грамматическая сторона речи у детей с моторной алалией имеет ряд особенностей, которые приводят к трудностям речевого развития ребенка. Нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", т.е. ведут к возникновению закомплексованности, мешая в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В практике логопедической работы дошкольных учреждений значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени тяжести.

Работа с такими детьми является наиболее сложной, т.к. дети с моторной алалией часто имеют ОНР 1-2 уровня. У детей с ОНР и «моторных алаликов» часто наблюдаются одинаковые симптомы речевых нарушений.

Обследование является важным этапом коррекционной работы. От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы логопеда определяется умением правильно оценивать структуру дефекта и степень выраженности нарушений.

Для определения уровня понимания речи, сформированности предпосылок к её развитию проводят следующие обследования:

  • - фонематического слуха;
  • - готовности артикуляционного аппарата, обеспечивающего становление звуковой стороны речи.

Для изучения уровня активной речи проводят, в свою очередь, такие обследования:

  • - состояния звукопроизношения;
  • - наличие фразовой речи;
  • - наличие предметного и глагольного словаря по темам;
  • - состояния сформированности грамматического строя;
  • - состояния связной речи.

Анализ состояния общей и мелкой моторики. Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплексов речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, взаимодействию между речевой и неречевой симптоматикой, определению структуры речевого дефекта. В логопедии разработаны различные методы диагностирования. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.

Целью исследования данной работы является изучение специфики речи у детей с алалией.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Рассмотреть основные причины и факторы возникновения алалии;
  • 3. Осуществить сравнительный анализ и дать психолого-педагогические и речевые особенности детей с диагнозом алалия;
  • 4. Охарактеризовать психолого-педагогические и речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией.

Объект исследования: Развитие речи у детей дошкольного возраста с алалией.

Предмет исследования: Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с алалией.

Методы исследования: Теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по разделам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 35 страниц.