Соотношение копинг-стратегий и психологических защит у студентов психологов

План курсовой работы

Введение.

1. Теорeтико-методологический анализ различных подходов изучения копинг-стратегий и психологических защит в отечественнои и зарубежной психологии.

  • 1.1. Понятие, функции и виды психологических защитных механизмов личности.
  • 1.2. Содержание, виды и функции копинг-стратегий.

Выводы по первой главе.

2. Эмпирическое исследование взаимосвязь копинг-стратегий и психологических защит у будущих психологов.

  • 2.1. Определение методов и организация исследования.
  • 2.2. Результаты эмпирического исследования.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

Актуальность. Изучение взаимосвязи психологических защит и копинг-стратегий у будущих психологов представляется важным и закономерным, поскольку это основные общепризнанные процессы, обеспечивающие в целом адаптацию к окружающей среде. Профессиональная деятельность психологов характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресс-преодолевающее поведение и эффективность в деятельности.

В концепции стресса Г.Селье и его последователей основное внимание уделялось анализу внешнего стресс фактора, однако, психологи, и, прежде всего Р. Лазарус, обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия.

Изучение психологической защиты у студентов-психологов представляется интересным и важным моментом, так как именно психологическая защита отражает гармоничность развитой личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать личностные и профессиональные проблемы.

Исследованию психологической защиты личности посвящены работы Ф.В. Бассина, P.M. Грановской, Л.Р. Гребенникова, Б.Д. Карвасарского, Г. Келлермана, Э.И. Киршбаума, X. Конте, Р. Лазаруса, А.М. Никольской, Р. Плутчика, Е. Романовой, А. Фрейд, 3. Фрейда и др.

Основные подходы к пониманию копинг-стратегий преимущественно разработаны зарубежными исследователями Д. Амирхан, А. Биллингс, Р. Лазарус, Р. Льюис, Р. Моос, С. Фолкман, Э. Фрайденберг, С. Хобфолл, и др.

В отечественной психологии изучению различных аспектов проблемы копинг-стратегий посвящены работы Л.И.Анцыферовой, В.А.Бодрова, В.Л.А.Китаева-Смык, Т.Л.Крюковой, С.К.Нартовой-Бочавер, Н.А.Сирота, С.А.Хазовой, В.М.Ялтонского, и др.

Цель: Изучить и описать соотношение копинг-стратегий и психологических защит у будущих психологов.

Объект: копинг-стратегии и психологические защиты.

Предмет: соотношение копинг-стратегий и психологических защит у будущих психологов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует определенное соотношение психологических защит с копинг-стратегиями у будущих психологов.

Задачи:

  • 1. Провести теоретическо-методологический анализ различных подходов по проблеме типов копинг-страдегий и психологических защит в отечественной и зарубежной психологии.
  • 2. На основе психодиагностического исследования определить соотношение копинг-стратегий и психологических защит у будущих психологов.
  • 3. Сформулировать психологические рекомендации для будущих психологов.

Методы исследования:

  • 1. Теоретический методы: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
  • 2. Эмпирический метод:
    • 1. Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л..И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) предназначена для определения основных типов эго-защиты.
    • 2. Методика Копинг-тест Лазаруса (в адаптации Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой) предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
  • 3. Математико-статистический анализ данных и интерпретация полученных результатов.

База экспериментального исследования: Крымский федеральный университет им.В.И.Вернадского, студенты психологи в количестве 34 человек. Выборку составили студенты 1 и 4 курсов.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, выводов по 2 главам, заключения, библиографического списка.

В работе представлены 4 графика, 7 таблиц и 2 рисунка. Основной текст изложен на 47 страницах. Библиографический список представлен 22 источниками.