Социально-психологическая адаптация детей к обучению в школе

План курсовой работы

Введение.

1. Психологическая готовность ребенка к школе.

  • 1.1. Образ «Я» ребенка-дошкольника.
  • 1.2. Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе.
  • 1.3. Психологическая готовность к школе.

2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды для ребенка-дошкольника.

  • 2.1. Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников.
  • 2.2. Роль «Я» - концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива.
  • 2.3. Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Социализация - это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. На каждом этапе происходит решение определенных задач и одной из них является развитие и преобразование личности.

С.Л. Рубинштейн указывал на то, что воспитание можно рассматривать как социально-организованный процесс интериоризации (перевода во «внутренний план») общечеловеческих ценностей. Успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии интеллектуальной и эмоциальной сфер личности. Т.е., конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими общесоциальных требований, и соответствия (несоответствия) своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции.

В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема - адаптация к школе и организация жизни ребенка.

Как помочь ребенку-дошкольнику стать учеником?

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение-то, чем он теперь должен заниматься, - оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.

Есть первоклассники, которые гордо и самостоятельно шагают в день первого сентября впереди сопровождающих их родителей и есть те первоклассники, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка, ведь он очень хотел стать учеником.

Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т.д.

И потому актуальным по сей день остается вопрос влияния первоклассника в школьный социум, вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Целью данной работы является изучение процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста к школе.

Задачи работы:

  • 1. Обозначить образ «Я» ребенка-дошкольника.
  • 2. Выявить роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
  • 3. Определить формы организации адаптивной среды для ребенка дошкольника на начальном этапе обучения.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации учебно-воспитательного процесса первоклассников, определена роль семьи и школы в организации адаптивной среды для ребенка-дошкольника.

При написании работы использовались труды таких авторов, как Амонашвили Ш., Баркан А.И., Выготский Л.С., Григорович Л.А., Доровской А.И., Карабаева О. А., Коломинский Я.Л., Кон И.С., Кравцова Е.В., Куликова Т.А Марцинковская Т.Д., Попова М.В., Слуцкий В.В., Сухомлинский В.А., Эльконин Д.Б. и другие.