Социально-коммуникативные способности у детей с ОНР III уровня с дизартрией

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретическое обоснование изучения социально-коммуникативных способностей.

  • 1.1. Педагогические теории о развитии социально-коммуникативных способностей у дошкольников.
  • 1.2. Определение понятия «социально-коммуникативное развитие» и его основные показатели.
  • 1.3. Формирование социально-коммуникативных способностей в онтогенезе.
  • 1.4. Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня с дизартрией.

2. Констатирующее обследование и его анализ.

  • 2.1. Организация и методы исследования.
  • 2.2. Анализ результатов исследования.

Введение

В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, нормы поведения в различных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей, коммуникативные компетенции. Задача коммуникативного развития ставиться в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где отмечается, что в период дошкольного детства необходимо создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Развитие коммуникативных компетенций является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние становление личности ребенка-дошкольника.

В настоящее время, количество детей имеющих нарушения речи и страдающих дизартрией неуклонно увеличивается (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская и др.). Данная категория детей испытывает затруднения в освоении социальной микросреды. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу (Б.Н. Алмазов, Н.М. Трубникова, Е.М. Мастюкова, Л.Т. Журба и др.). Для дошкольников с нарушениями речи и недоразвитием моторных функций решение вопроса ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определенного момента они неизбежно начинают замечать свое отставание от сверстников в той или иной сфере жизни. Их непридуманные затруднения в осуществлении физических или умственных действий, в общении со сверстниками или с «чужими» взрослыми еще более осложняются этими невольными безрадостными «открытиями». В результате увеличивается вероятность развития пессимистических настроений, депрессивных состояний. У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. Несмотря на то что у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л.А. Данилова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Н.С. Симонова, И.А. Смирнова, Г.В. Чиркина и др.).

Проблема формирования социально-коммуникативных способностей рассматривается в специальной педагогике и психологии. На своеобразие коммуникативной компетенции детей с нарушениями речи указывают Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др. В этих исследованиях доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативных компетенций у детей с нарушениями речи. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Социально-коммуникативные способности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с дизартрией».

Объектом исследования курсовой работы является процесс формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с дизартрией.

Предметом исследования работы является содержание, средства и технологии формирования социально-коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ.

Цель: Изучение особенностей социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с дизартрией.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть педагогические теории о развитии социально-коммуникативных способностей у дошкольников.
  • 2. Раскрыть сущность социально- коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с дизартрией в онтогенезе.
  • 3. Изучить особенности психолого –педагогической характеристики детей с ОНР III уровня с дизартрией.