Социальная сущность воспитания

План курсовой работы

Введение.

1. Актуальные вопросы воспитания.

  • 1.1. Значение понятия «воспитание» в психолого-педагогической литературе.
  • 1.2. Воспитание как развитие личности человека.

2. Анализ социальной сущности воспитания.

  • 2.1. Социальный характер воспитания личности.
  • 2.2. Социальные основы развития воспитания в Российской Федерации.

Заключение.

Список литературы.

Введение

В современной жизни постоянно возникают ситуации, когда права и ценности каждого человека приобретают доминирующую роль. Многие педагоги сегодня понимают, что изменение социокультурной ситуации в стране порождает потребность в таких личностных качествах, как автономия, самостоятельность, независимость, свобода воли и активная жизнь. Эта ситуация вызывает изменение всей системы фундаментальных констант педагогики, особенно категории «воспитание».

Как общественный феномен, имеющий достаточно продолжительную историю становления, воспитание рассматривалось многими учеными. Разнообразные его аспекты были предметом исследований А.Г. Асмолова, С.А. Беличевой, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.Н. Лутошкина, А.В. Мудрика, Н.Н. Нечаева, А.В. Петровского, М.М. Плоткина, В.С. Собкина, Л.И. Уманского, Р.Х. Шакурова и др. Вместе с тем апелляция к внушительному списку именитых ученых не должна восприниматься как свидетельство достаточной изученности проблем воспитания. Более того, к настоящему времени так и не сложилось общепризнанного понимания его ключевого феномена - социальной сущности воспитания.

Целью данной работы является изучение процесса воспитания, а именного его социальной сущности с точки зрения педагогики.

Объект исследования – воспитание как педагогический феномен.

Предмет исследования – социальная сущность воспитания.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

  • - рассмотреть значение понятия «воспитание» в психолого-педагогической литературе;
  • - изучить воспитание как основу развития личности человека;
  • - выявить социальный характер воспитания личности;
  • - охарактеризовать социальные основы развития воспитания в Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими мыслями о единстве совокупного, особенного и единичного в социальных действиях; о связи беспристрастного и субъективного, закономерного и исторического, опирался на совместные законы становления деятельности и сознания, диалектической связи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических прецедентов, явлений, концепций осуществлялся с позиций аксиологического, культурологического и системного раскладов.

В исследовании использован комплекс общенаучных и исторических методов: сравнительно-сопоставительный (анализ, синтез, аналогия, актуализация, систематизация), историко-структурный выявление основных структурообразующих и системообразующих компонентов изучаемого педагогического явления), конструктивно-генетический (формирование позитивных, актуальных для современной теории и практики воспитания выводов на основе изучения и анализа педагогических идей о социальном воспитании).

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.