Социальная работа с многодетными семьями в условиях общеобразовательной организации

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы работы с семьей.

  • 1.1. Понятие, классификация, проблемы многодетной семьи.
  • 1.2. Формы социальной работы с многодетными семьями.

2. Организация социальной работы с многодетными семьями в образовательной организации.

  • 2.1. Характеристика организации.
  • 2.2. Организация работы в школе с многодетными семьями.
  • 2.3. План мероприятий социальной работы с многодетной семьей в образовательной организации.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Социально-экономическое развитие любого государства зависит от взвешенной социальной политики и создание прочной системы государственных стандартов и социальных гарантий по защите различных категорий населения. Особенно это касается многодетных семей, которые являются основой решения демографических проблем и показателем социального благополучия страны. Несмотря на современный кризис в нашей стране социальные службы различных уровней осуществляют социальную помощь и защиту данной категории населения. Однако, следует учесть тот факт, что этой помощи явно недостаточно. Продолжают обостряться их социальные проблемы: снижается уровень жизнь, недостаточно осуществляется обеспечение жильем, продовольствием и медицинским обслуживанием, существуют трудности с трудоустройством и тому подобное. Учитывая вышесказанное состояние многодетных семей существенно ухудшается, они становятся наиболее уязвимой и незащищенной социальной группой населения.

Однако ошибочно относить многодетные семьи через тяжесть решения их социальных проблем в состав неблагонадежных или иждивенцев общества и государства. Поскольку подавляющее количество из них имеет меньший уровень безработицы, они более склонны повышать уровень образования своих членов, более законопослушны и крепче, чем семьи с одним-двумя детьми.

В связи с этим, многодетные семьи нуждаются во взвешенной государственной поддержки в сфере социальной защиты, которая включает не только и не столько материальную составляющую помощи, но и внедрение системы социально-педагогической поддержки, что предполагает со стороны государственных органов и служб и общественных организаций. Проведение широких информационных кампаний для поднятия престижа семьи, пропаганды семейных ценностей, поощрение сознательного и ответственного отцовства все это может с успехом осуществляться в условиях образовательного учреждения. Это дает возможность расширить спектр социальных услуг, предоставляемых многодетным семьям, позволит последним стать активными участниками улучшения собственного социально-экономического, образовательного и морально-духовного состояния.

Различные вопросы сферы социальной защиты, предоставления социальных услуг и осуществления социально-педагогической поддержки затронуты в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Так, социальная политика государства, социальная сфера, предоставление социальных услуг и повышение их качества местными органами власти является предметом исследований, А. Аверина, В. Аверьянова, Н. Багмета, А. Благодатного, Г. Брюхиной, Н. Головатого, С. Горбуновой-Рубан, А. Давидюка, Л. Початка, Н. Кораблева, В. Мартыненко, И. Осиповой. Проблематика социальной защиты рассматривается в работах Ю. Афанасьевой, А. Кочемировской, Л. Четвериковой. Среди зарубежных специалистов интересные идеи в контексте изучения сферы социальных услуг предлагают С.Бекман, Г. Лоуренс, Т. Мартин, Г. Холлис, Е. Фултз и др.

Теоретические и практические аспекты работы с семьей, исследование ее проблем, формирование культуры материнства в социальной педагогике рассматривали С. Аксенова, А. Антонов, И. Дубинина, А. Дьяченко, И. Зверева, А. Капская, Н. Максимовская, Рижанова, И. Трубавина и др. Вопросы социально-педагогической поддержки и активизации общин на поддержку семьи с детьми изучали Т. Анохина, И. Евграфова, Л. Ковальчук, Н. Комарова, Н. Крылова, А. Куриленко. Однако недостаточно изученной остается проблема развития новейших видов услуг в сфере социальной работы с многодетными семьями в условиях образовательной системы. Данное обстоятельство подтверждает актуальность данного исследования.

Цель: изучить современные подходы к пониманию многодетности как социального феномена, осветить особенности социальной работы с многодетными семьями, проанализировать работу социально-психологической службы учебного заведения с многодетными семьями.

Задачи:

  • 1. Обобщить теоретические подходы к пониманию «многодетной семьи»;
  • 2. Рассмотреть основные формы и методы работы с многодетной семьей;
  • 3. Изучить систему социальной работы с многодетными семьями в системе образования;
  • 4. Проанализировать работу социально-психологической службы учебного заведения, выявить особенности, разработать план реализации социальной работы с многодетными семьями.

Объект: многодетная семья как социальный феномен.

Предмет: особенности социально-педагогической работы с многодетными семьями в условиях образовательной системы.

Гипотеза: качественно спланированная и структурированная социальная работа учебного заведения имеет значительный потенциал в работе и сопровождении с многодетными семьями.

Научная новизна: данное исследование является обобщением теоретических исследований многодетной семьи, анализируются особенности социальной работы в учебном заведении с данной категорией социально-незащищенного населения.

Практическая значимость: данная работа может быть использована в качестве базиса для дальнейших теоретических и практических исследований. Она представляет ценность для социальных педагогов, социальных работников, практических психологов, сотрудников методических служб, родителей и т.д.