Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
План курсовой работы
Введение.
1. Общая характеристика социализации и подросткового возраста.
- 1.1. Соотношение понятий «социализация», «адаптация», «воспитание», «развитие» в педагогике.
- 1.2. Психологические особенности подросткового возраста.
2. Проблемные аспекты социализации подростка в обществе.
- 2.1. Современная социализация подростков как социально-педагогическая проблема.
- 2.2. Использование педагогических ресурсов образовательной организации как средство социализации подростков.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Социализация – это один из важнейших процессов и результатов усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, который осуществляется в общении и деятельности.
Процесс развития личности подростка невозможен вне его социального развития, вне активного взаимодействия с социальной средой, в которой происходит присвоение личностью всего культурно-исторического опыта, делающего человека человеком.
Изучение социализации подростков становится очень значимой темой в современном обществе, человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации, за счет этого формируется личность, меняются его взгляды, привычки, происходит переоценка ценностей.
Многие авторы посвятили свои работы изучению проблемных вопросов, связанных с социализацией личности. А.С. Макаренко рассматривал процесс социализации личности в коллективе; Г. Хард, X. Парсонс занимались разработкой теории социализации личности; Б.Д. Парыгин изучал социализацию в узком и широком смысле; Г.М. Андреева рассматривала взаимосвязь между социализацией и воспитанием; Н.В. Андреенкова занималась проблемами социализации личности; Я.И. Гилинский изучал стадии социализации.
Традиционно основными институтами социализации являются семья и система образования, в которой ведущее место занимают средние общеобразовательные учебные заведения. Кроме того, активно используется система дополнительного образования школьников. Однако в сегодняшней ситуации данные институты не ориентированы на освоение основного репертуара социальных ролей, способствующих адаптации личности к меняющемуся социуму. Семья в контексте экономических и социальных изменений последних десятилетий тоже утрачивает свою ведущую роль в формировании системы семейных ценностей и освоении основного репертуара социальных ролей, что в значительной мере связано с деформацией духовно–нравственной составляющей данного социального института, о чем свидетельствует ухудшение психологического климата, провоцирующее увеличение количества неполных семей, отсутствие условий для профессиональной самореализации членов семьи, способствующее расширению поля семейных конфликтов и формированию неблагоприятной атмосферы для развития ребенка и его интеграции в общество.
В последнее время все большее внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, рассматриваются условия, способствующие пониманию своего места в обществе, формированию нравственных ориентиров молодежи, становлению личности. С этой целью постоянно совершенствуются методики, разрабатываются новые программы.
Объект исследования: социализация личности.
Предмет исследования: особенности социализации личности подростка.
Целью данной работы является изучение особенностей и процесса социализации подростков в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- - рассмотреть соотношение понятий «социализация», «адаптация», «воспитание», «развитие» в педагогике;
- - изучить психологические особенности подросткового возраста;
- - исследовать современную социализацию подростков как социально-педагогическую проблему;
- - провести анализ использования педагогических ресурсов образовательной организации в качестве средства социализации подростков.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических взаимодействующих и взаимодополняющих методов исследования, среди которых можно выделить: изучение социологической, исторической и педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и синтез различных научных концепций.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- – теоретические положения общей социализации личности на разных жизненных этапах и в различных социальных условиях, предложенные Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгиным, А.Л. Свенцицким, В.А. Ядовым;
- – концепции социализации молодежи Е.П. Белинской, А.Л. Журавлева, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.Г. Стефаненко, Е.Г. Слуцкого.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.