Словарно-орфографическая работа в начальных классах

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

  • 1.1. Характеристика словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.
  • 1.2. Методы и приёмы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Выводы по первой главе.

2. Практическая работа по организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

  • 2.1. Методическое обоснование использования методов и приемов организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Введение

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальной школе. Основа грамотности учащихся – это усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.

В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока. И одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно и правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. И чтобы научиться решать такие орфографические задачи необходимо не только знать правила, но и уметь применять их на письме. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

Практическое овладение русским языком подразумевает в первую очередь познание конкретного количества слов. Поэтому при первоначальном обучении русскому языку, одно из основных мест занимает словарно-орфографическая работа. На протяжении 4 лет обучения младшие школьники должны усвоить написание приблизительно 250 – 300 слов, не подчиняющихся каким-либо правилам. Заинтересовать ребенка, увлечь работой по исследованию слов, совершить процесс освоения в особенности трудных слов более результативным – задача непростая, требующая значительного участия со стороны педагога. Решить данную проблему поможет система словарно-орфографической работы.

Словарно-орфографическая работа – это комплекс направленных, систематически проводимых упражнений, нацеленных на освоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Проблемой организации словарно-орфографической работы в начальной школе занимались такие педагоги-психологи как: Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, П. П. Иванов, Н. Н. Китаева, М. Р. Львова, Н. С. Рождественский, А. В. Текучева, М. В. Ушаков и др.

Для того, чтобы добиться от обучающихся грамотного письма, чтобы работа со словарными словами была результативной, необходимо применять различные способы, приемы, методы, которые являются наиболее эффективными для прочного запоминания младшими школьниками грамотного написания словарных слов. В этой связи необходимо использовать новые переходы к словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальной школе.

На данный момент методика работы по организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка разработана в полной мере, и потому формирование орфографической грамотности как компонента учебной деятельности требует специальной организации и педагог должен быть компетентен в этом вопросе.

Актуальность исследуемой темы определяется противоречием между обоснованностью необходимости организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах и недостаточным использованием всех имеющихся методов и приемов.

Тема исследования: «Словарно-орфографическая работа в начальных классах».

Цель исследования: выявить эффективность использования методов и приемов организации словарной работы у младших школьников на уроках русского языка.

Объект исследования: процесс организации словарно-орфографической работы в начальных классах.

Предмет исследования: методы и приёмы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Гипотеза исследования: если использовать специально отобранные методы и приёмы, то процесс организации словарно-орфографической работы в школе будет проходить эффективно.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме.
  • 2. Охарактеризовать процесс организации словарно-орфографической работы в начальных классах.
  • 3. Выявить методы и приёмы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.
  • 4. Разработать конспект урока русского языка с включением методов и приёмов организации словарно-орфографической работы в начальных классах с методическим обоснованием.

Методы исследования:

  • - теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования);
  • - эмпирические методы (анализ педагогический документации).