Семья как фактор первичной социализации школьников
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты первичной социализации школьников в семье.
- 1.1. Возрастные особенности школьников.
- 1.2. Основные проблемы социализации школьников.
- 1.3. Функции семьи в первичной социализации школьников.
2. Опытно-экспериментальное изучение первичной социализации школьников в семье.
- 2.1. Организация и проведение эксперимента.
- 2.2. Разработка психолого-педагогических рекомендаций.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение №1.
Приложение №2.
Введение
Актуальность исследования. Каждый человек с момента рождения неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Социализация школьников – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. От того, каковы ценности сегодняшней молодежи, зависит ее будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые существовали и будут существовать во все времена.
Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в стране коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит в конечном итоге и состояние государства.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.
Цель курсовой работы: изучить особенности первичной социализации школьников в семье.
Объект исследования: процесс социализации школьников в семье.
Предмет исследования: функции семьи в социализации школьников.
Гипотеза исследования: семья имеет большое значение в первичной социализации школьников.
Задачи исследования:
- 1. Рассмотреть возрастные особенности школьников.
- 2. Проанализировать основные проблемы социализации школьников.
- 3. Изучить функции семьи в первичной социализации школьников.
- 4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по укреплению роли семьи в процессе социализации школьников.
В процессе выполнения курсовой работы использовались такие методы исследования: метод анализа психолого-педагогической литературы; метод сравнения трудов разных исследователей и педагогов; экспериментальный метод, заключавшийся в проведении нескольких опросов по выбранным методикам; метод теоретического обобщения экспериментальных данных; формулирование рекомендаций по совершенствованию практики психолого-педагогической взаимодействия с детьми школьного возраста.
Теоретической базой исследования послужили труды Е.В. Андриенко, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, Ф. Райса и др. в области детской и подростковой психологии, работы И.С. Кон, Н.Ф. Головановой, Т.В. Костяк, А.В. Мудрика в области школьной педагогики, а также исследования И.В. Дубровиной, Н.Ф. Дементьевой, Е. Марунич, Л.Б. Шнейдера и др. в семейной психологии.
Эмпирической базой исследования явилось МКОУ СОШ № 5 г. Вятские Поляны Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 классов в количестве 42 человек.
Научная новизна исследования заключается в обобщении материала по роли семьи в социализации школьников и проведении актуального эмпирического изучения данного вопроса.
Практическая значимость данного исследования заключается в создании психолого-педагогических рекомендаций по укреплению роли семьи в процессе социализации школьников и возможности использования материалов проведенного исследования в практической деятельности специалистов.