Роль экскурсии в экологическом образовании детей дошкольного возраста
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы экологического образования дошкольников.
2. Понятие экскурсия и ее значение в экологическом образовании дошкольников.
3. Виды экскурсий.
4. Содержание и методика проведения экскурсий у дошкольников.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность темы. Экологическое образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают. Экологическое образование значимо с позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации: формирование познавательных действий, формирование знаний о объектах окружающего мира, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная, системная организация обучения позволяет: развивать наблюдательность, мышление, память дошкольников; способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы; замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, задает вопросы взрослым и сверстникам. У дошкольников формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Согласно определению Рыжовой Н.А. экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, положительного отношения к природе, окружающему миру, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для этого надо решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- 1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (средства становления осознанно- правильного отношения к природе)
- 2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
- 3. Формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- 4. Воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы.
- 5. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, развитие эмпатии к объектам природы.
- 6. Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе.
- 7. Формирование желания и умения сохранять природу, рационального природопользования в повседневной жизни.
- 8. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Экскурсия, как форма образовательной работы, позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. В наше время наблюдается противоречие между необходимостью использования экскурсии как средство формирования экологического образования у детей дошкольного возраста и ее недостаточном применением на практике. Это противоречие позволило сделать выбор темы курсовой работы «Роль экскурсии в экологическом образовании детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучение влияния экскурсии на экологическое образование детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс изучения дошкольниками мира природы путем экскурсий.
Предмет исследования: использование экскурсий в экологическом образовании дошкольников.
Задачи исследования:
- 1. Раскрыть теоретические основы экологического образования дошкольников.
- 2. Раскрыть понятие и значение экскурсии в экологическом образовании у детей дошкольного возраста.
- 3. Описать экскурсию как форму экологического образования у детей дошкольного возраста.
- 4. Изучить содержание и методику проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Методы теоретического исследования: использовался метод педагогической эколого - воспитательной работы и анализа методической литературы.
Структура работы: введение, четыре параграфа, заключение и список литературы.